На протяжении 315 лет инженерные войска — в авангарде вооруженных сил России. Спасательные и восстановительные работы при ликвидации последствий стихийных  бедствий, операции при чрезвычайных ситуациях не обходятся без их участия. Военные инженеры обеспечили значимые для страны победы не только на военных фронтах, но и в совершенно иных областях человеческой деятельности.

Инженер — происходит от лат. ingenium. В современных европейских языках впервые появилось во французском (ingénieur), затем в немецком (Ingenieur в той же транскрипции), откуда и пришло в Россию во времена Петра Первого. Перевод и значение слова во всех языках основаны на понятиях, связанных с творчеством: способность, изобретательность, талант, выдумка, знания, специалист с высшим техническим образованием, а первоначально начиная со средних веков — военный строитель, человек, управляющий военными машинами. Словарь Даля определяет понятие «инженер» следующим образом: «Ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий), а других сооружений различного рода. Военный инженер, назначенный для военных, земляных и всякого иного рода работ и сооружений, для ведения осады и защиты крепостей. Гражданский инженер и инженер путей сообщения, заведывающий стройкою мостов, дорог, переправ и обязанностью зодчего. Горный инженер, ведает горное дело; корабельный, стройку судов; инженер-механик, машинное устройство».

Система инженерного образования в  России всегда отличалась цельностью и полнотой и позволяла учащимся развить все необходимые для  инженерного творчества качества. Поэтому из  стен военно-инженерных школ, училищ и  университетов всегда выходили разносторонне образованные специалисты, способные проявить и  проявившие себя в  совершенно различных областях. Настоящее инженерное решение всегда красиво, в нем заключены музыка и поэзия, живопись и монументальная архитектура. Выпускники инженерных школ становились основоположниками целых направлений современной науки, они были преподавателями гражданских институтов, университетов и академий и занимали ключевые позиции на важнейших промышленных и гражданских объектах, великих стройках современности.

Но во все времена не только военная техника интересовала инженеров. Специалист по  военным орудиям и  фортификации Герон Александрийский (II–I вв. до н.э.) изобрел автомат для  продажи «святой воды», самооткрывающиеся за счет передачи тепловой энергии двери и  эолипил  — прообраз реактивного двигателя (известен как  «сегнерово колесо»). Но самый известный античный инженер, конечно, Архимед. Он был первым в  истории инженером в современном понимании этого слова. А главный инженер прошедших веков, уже в самом широком понимании этого слова  — великий Леонардо да Винчи. Он и на службе у правителя Милана Моро Лодовико выступал в роли военного инженера и гидротехника. Итальянец Мартини Франческо ди Джорджо (XV в.) — художник, скульптор, архитектор, изобретатель и военный инженер, Руже де Лиль (XIX в.) — французский военный инженер, поэт и композитор, автор «Марсельезы».

Разнообразие сфер человеческой деятельности, в  которых проявили себя военные инженеры, поражает. Военными инженерами по  образованию были великий химик Менделеев  Д. И., выдающийся физиолог Сеченов  И. М., изобретатель лампочки Яблочков  П. Н., писатели Достоевский  Ф. М. и  Григорович  Д. В., скрипичный мастер Леман А. И., изобретатель цемента Шуляченко А. Р., один из создателей линейного программирования, лауреат Нобелевской премии «за  вклад в  теорию оптимального распределения ресурсов» Канторович Л. В., математик Остроградский  М.  В, учитель Кабалевского Д. Б. и Хачатуряна А. И. композитор Мясковский Н. Я.

Инженеры в  России были еще в древности, только назывались они по-другому. А  профессиональное образование началось с  Указа Петра I от 21 января 1701 г. о создании в Москве «Школы пушкарского приказа», в  которой готовили офицеров артиллерии и  военных инженеров. На  распространение инженерных знаний в  войсках Петр  I обращал особое внимание: «Зело нужно, дабы офицеры знали инженерство».

В 1712 г. московская инженерная школа была расширена и выделена в самостоятельное учебное заведение. Позже была создана и  «Санкт-Петербургская инженерная школа» (1719  г.), начальником которой стал французский и русский военный инженер, генерал-директор инженерных войск де Кулон Л.

В  1724  г. школы объединились, учебное заведение расположилось в  северной столице. В  1758  г. к  ним добавилась артиллерийская, и учебное заведение стало называться «Соединенной артиллерийской и инженерной дворянской школой».

В  период царствования императрицы Екатерины II школа была переименована в «Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус». В  программе обучения  — большие курсы алгебры, геометрии, арифметики, фортификации, химии, гидравлики, механики, истории, географии, черчения, иностранных языков, танцы. Срок обучения составлял 5 лет. В эти годы там учился будущий генерал-фельдмаршал Кутузов М. И. Выпускниками корпуса были три военных министра России  — Аракчеев  А. А., Коновницын  П. П. и  Меллер-Закомельский П. И.

В  корпусе преподавали великий русский ученый Ломоносов М. В., создатель периодической системы химических элементов Менделеев Д. И., первый русский ученый-астроном Румовский С.Я., выдающиеся русские писатели Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г., другие блестящие умы России. В  разные годы кадетским корпусом руководили талантливые организаторы: генерал-майор Ганнибал А., генерал Мордвинов М. И., генерал-поручик Мелиссино  П. И., герой отечественной войны 1812  г. генерал-лейтенант Коновницын П. П.

В  дальнейшем учебное заведение претерпевало неоднократные переименования, однако его главной задачей всегда оставалась подготовка квалифицированных инженерных кадров для  русской армии и военной промышленности.

В  1832  г. в  Санкт-Петербурге открылось высшее учебное заведение для военных инженеров — «Военная академия» (с 1909 г. — «Императорская Николаевская военная академия»). В  1855  г. на  базе офицерских классов инженерного и  артиллерийского училищ, начавших работу в  1819–1820  гг., тоже были созданы академии — Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская. Все три академии были объединены под общим названием «Императорская военная академия», состоявшей в ведомстве военно-учебных заведений до 1863 г., когда она опять была разделена на три специальные академии (генерального штаба, артиллерийскую и инженерную), подчиненные соответствующим ведомствам.

В начале 1918 г. Николаевская инженерная академия была переформирована в  Военно-инженерную академию РККА. В  1923  г. она объединилась с  электротехнической, в 1925 г. с артиллерийской академиями, получив название Военно-технической академии (ВТА). В 1932 г. на базе инженерного факультета ВТА и Московского высшего инженерно-строительного училища в  Москве открыта Военно-инженерная академия, которой в 1935 г. было присвоено имя Куйбышева В. В. В ходе ее реорганизации в  состав Общевойсковой академии вооруженных сил Российской Федерации (создана в 1998 г.) в качестве структурного подразделения включен Военный институт инженерных войск (2006 г.).

Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 г., при обороне г. Севастополь (Крымская война, 1853–1856 гг.), во время русско-японской войны (1904–1905 гг.) и двух мировых войн. Неоценим вклад военных инженеров в  великую Победу 1945 г. За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 655 военных инженеров были удостоены звания Героя Советского Союза, 294 награждены орденами Славы трех степеней. Звание гвардейских получили 6 инженерных бригад, 190 инженерно-саперных и  понтонных батальонов и 5 отдельных рот.

Инженерные войска России решают задачи по поддержанию мира, они осуществляли инженерно-техническое обеспечение боевых действий при разрешении конфликтов в Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, миротворческих операций в Боснии и Герцеговине, Косово. Военные инженеры всегда на переднем крае при стихийных бедствиях и  чрезвычайных ситуациях, оказывая необходимую помощь населению. Значительный вклад инженерные войска внесли в  ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Инженерные войска продолжают интенсивно развиваться. Для предприятий оборонно-промышленного комплекса подготовлены тактико-технические требования для создания средств очистки воды с применением инновационных технологий, бронированного колесного путепрокладчика, разведывательного катера на воздушной подушке. Ведется разработка быстровозводимых фортификационных сооружений и индивидуальных средств защиты сапера.

Исходя из необходимости внедрения новых форм и способов ведения боевых действий, определены следующие основные направления в  области развития средств инженерного вооружения:

• разработка перспективной специальной техники на единых универсальных базовых шасси, что позволит в  1,5–2 раза повысить эффективность выполнения задач инженерного обеспечения;

• создание и принятие на снабжение ВС РФ роботизированных средств разведки и  очистки местности от взрывоопасных предметов;

• разработка многофункциональных машин, способных выполнять задачи по преодолению препятствий, расчистке завалов, проделыванию проходов в  разрушениях и  минно-взрывных заграждениях, подготовке и содержанию путей движения войск;

• принятие на  вооружение новых высокоэффективных инженерных боеприпасов, соответствующих требованиям Женевской конвенции;

• создание новейших средств маскировки.

Реализация запланированных мероприятий по разработке, созданию и  закупке перспективных средств инженерного вооружения позволит добиться существенного увеличения боевых возможностей инженерных войск в нынешнем составе.

Статья подготовлена с использованием информации и материалов интернет-порталов: rosinform.ru, academy-mozhayskogo.ru, bookucheba.com, zielenski.narod.ru, e-reading.ws, ens.mil.ru, mil.ru, calend.ru.

Поделиться: