21 – 22 октября в Ижевском государственном техническом университете прошло Всероссийское совещание  «Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Это уже седьмое совещание, посвященное вопросам подготовки кадров для российской «оборонки», которое проходит в стенах Ижевского гостехуниверситета. Рекомендации и предложения, выработанные в ходе таких совещаний, постепенно, шаг за шагом, становятся реальностью. О том, что государство и министерство образования и науки Российской Федерации все внимательнее прислушиваются к мнению экспертного сообщества, представленного инженерными вузами, предприятиями и региональной властью, говорят новые статьи в законопроектах, федеральные целевые программы и конкурсы с серьезной грантовой поддержкой. В двух последних конкурсах минобрнауки РФ, завершившихся недавно – «Новые кадры для ОПК» и конкурсе пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров, – ИжГТУ имени М. Т. Калашников стал одним из победителей, еще раз доказав высокий уровень технического образования в регионе.

Участниками седьмого всероссийского совещания стали представители более тридцати вузов из регионов, где сосредоточена российская «оборонка». Помимо столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, а также хозяев форума, в «географической карте» совещания традиционно присутствуют Тула, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Екатеринбург, Пермь, Орел, Оренбург, Пенза, Ульяновск, Нижний Тагил, Набережные Челны, Киров, Новочеркасск и другие города страны. Промышленно-производственный комплекс представили Торгово-промышленная палата РФ, ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Воткинский завод», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Белкамнефть».

Совещание открылось пленарным заседанием, которое, по предложению председателя оргкомитета совещания ректора ИжГТУ Бориса Якимовича, впервые проходило в формате панельной дискуссии.  Выступления основных докладчиков обозначили главные векторы и направления дискуссии, взгляд на проблему подготовки «оборонных» кадров с разных ракурсов: с точки зрения заказчика – промышленных предприятий и региональной власти, и исполнителя – министерства образования и науки РФ и технических вузов.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Святослав Сорокин в своем докладе остановился на задачах, которые стоят перед минобрнауки РФ, отметив, что в последнее время запущен ряд проектов, направленных на адресную целевую поддержку именно оборонных направлений подготовки. Ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, президент Ассоциации технических университетов России  Анатолий Александров, рассказывая об опыте своего вуза, подчеркнул все возрастающую актуальность сотрудничества предприятий и университета, обратившись к историческим традициям российского инженерного образования.

Интересные и конструктивные предложения прозвучали в докладе заместителя председателя правительства Удмуртской Республики Сергея Фефилова, который представил свое видение комплексной профориентационной работы с будущими инженерами, начиная со школьной скамьи, и роли, которую играет в этом комплексе региональная власть.

Об опыте сотрудничества вузов с предприятиями ОПК в масштабах регионов и страны рассказали ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев, директор профильного научно-образовательного координационного центра подготовки специалистов для ядерно-оружейного комплекса ГК «Росатом» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Бер и ректор Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова Борис Якимович.

Позицию работодателя во время панельной дискуссии представил заместитель генерального директора ОАО «Ижевский радиозавод» Александр Майер. Рассказав о комплексной профориентационной работе предприятия, Александр Майер подробно проанализировал процесс и результаты партнерства ИМИ-ИжГТУ с Ижевским радиозаводом, начавшееся в 60-х годах прошлого века.

Панельную дискуссию совещания, начавшуюся во время пленарного заседания, продолжил круглый стол, посвященный проблемам подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. С сообщениями и презентациями перед аудиторией выступили более десяти докладчиков – руководителей и преподавателей вузов от  Владивостока до Санкт-Петербурга и от Новочеркасска до Северодвинска.

Прозвучал и целый ряд конкретных предложений, подсказанных непосредственной практикой каждого дня. Это вопросы сетевых университетов  –  финансирование практики студентов в передовых лабораториях других вузов, необходимость нормативных документов, регулирующих ответственность и взаимодействие вузов и предприятий на базовых кафедрах, более удобный срок проведения конкурса «Новые кадры для ОПК», необходимость развития федеральной системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования подготовки и потребности в кадрах ОПК, необходимость создания законных оснований для предприятий передавать вузам оборудование (кроме дарения), уточнение критериев мониторинга вузов, который проводит Минобразования и науки РФ.

Однако главной темой обсуждения были обозначены именно проблемы подготовки кадров для ОПК, о которых говорили практически все докладчики круглого стола: вопросы ранней профориентации и патриотического воспитания, проблема «утечки мозгов» из регионов, необходимость долгосрочного прогнозирования,  старение кадров на предприятиях и другие актуальные вопросы.

Безусловно, экспертное профессиональное сообщество, которое сформировалось за эти годы и представлено участниками совещания, –   необходимый и компетентный участник в поиске решения таких системных проблем и выборе общей стратегии подготовки кадров для ОПК. Около трети предложений Всероссийского совещания, сформулированные в его резолюциях за все время его существования, так или иначе находили и находят понимание и отражаются в нормативных актах Министерства образования и науки РФ.

Мнения участников Всероссийского совещания

Анатолий Александров, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, президент Ассоциации технических университетов России:

 – …Конечно, есть ведущие университеты, московские и питерские. Но это не значит, что только они в состоянии вести качественную подготовку специалистов для оборонно-промышленного комплекса. В России много очень добротных вузов. Поэтому очень важно организовать сетевое обучение, когда мы могли бы делиться лучшими практиками, вести отдельные курсы подготовки совместно. Допустим, если «Бауманка» сильна в серьезных фундаментальных вопросах, то мы взяли бы на себя часть программы, связанной с подготовкой именно в тех областях, где наши коллеги не имеют такого оборудования. И это позволило бы оставить специалистов в регионе, доучивая их в тех самых вузах, куда они стремятся уехать. Поэтому здесь важна проблема объединения усилий. И надо не забывать о том, что у нас существуют общественные организации, такие, как Ассоциация технических университетов. Я возглавляю эту организацию, и, безусловно, заинтересован в том, чтобы такое взаимодействие вузов, очень конкретное, очень конструктивное, могло осуществиться.

Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета:

– Говоря о системе подготовки современных кадров для предприятий ОПК,  я бы выделил несколько важных пунктов. Необходимо открывать базовые кафедры на предприятиях. Всегда существовала проблема разрыва между практикой и теорией. Поэтому очень важно приблизить подготовку специалистов к практической площадке. Это позволит сократить время адаптации будущего специалиста к своей профессии. Необходимо создавать условия профессорско-преподавательскому составу для научных исследований в интересах ОПК – должна появиться заинтересованность у предприятий ОПК в заказе таких научных разработок. Можно принять законодательные решения, которые обяжут предприятия заниматься НИОКР, дать таким промышленникам налоговые послабления. 

Подробная информация о совещании и экспертные мнения опубликованы на сайте ИжГТУ:

http://istu.ru/smi/news/3519-vserossijskoe-soveshchanie-panelnaya-diskussiya

http://istu.ru/smi/news/3525-podgotovka-kadrov-dlya-opk-strategiya-i-taktika

http://istu.ru/smi/news/3518-kadry-dlya-opk-obmen-opytom

http://istu.ru/smi/news/3516-kadry-dlya-opk-mneniya-uchastnikov-soveshchaniya

http://istu.ru/smi/news/3517-kadry-dlya-opk-mneniya-uchastnikov-soveshchaniya2

Фотографии

Поделиться: