В вузе представили методику вовлечения и сопровождения одаренных детей

В Уральском федеральном университете (входит в СоюзМаш России) 16 ноября  представили результаты работы по разработке системы отбора и работы с одаренными детьми в Свердловской области. Полученные результаты были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Опыт разработки инновационных практикоориентированных программ дополнительного образования для одаренных и талантливых школьников».

По словам заместителя первого проректора УрФУ Надежды Терлыги, в ходе реализации проекта были изучены лучшие практики в этой сфере, разработаны эффективные методики по отбору талантов и произведен отбор детей в российских регионах для участия в летних проектных сменах. Также было сформировано восемь мобильных лабораторий с необходимым оборудованием и подготовлены образовательные практикоориентированные программы. Затем летом 2017 года для 200 отобранных школьников были проведены две образовательные смены по направлению «Наука» в загородном лагере на озере Таватуй. В ходе подготовки и проведения смен и были апробированы подготовленные методики по отбору и сопровождению талантов.

«Нам удалось создать методическую, инфраструктурную и финансово-организационную основу для системной работы по выявлению, развитию и сопровождению талантливых учащихся в Уральском регионе, — говорит Надежда Терлыга. — Система способствует формированию индивидуальных траекторий профессионального образования, что позволит уже в 2017 году обеспечить вовлечение не менее 500 учащихся в научное и техническое творчество. По мере реализации программы на базе разработанных моделей и технологий в 2017 — 2018 годах планируется создание в Екатеринбурге Уральского регионального центра по организации работы с одаренными и талантливыми детьми и подростками для Уральского региона».

Надежда Терлыга делает особый акцент на том, что базовая методологическая модель созданной системы ориентирована на получение деятельностного знания. Основные элементы реализации такого подхода — наличие профессиональной среды, погружаясь в которую, обучаемый работает с реальными научными и инженерными проблемами, позволяющими сформулировать проектные творческие задачи. Также, по ее словам, здесь важна нацеленность на результат в виде востребованных продуктов и технологий, возможность демонстрации обществу своих результатов. При этом работа в междисциплинарной проектной команде может включать участников из разных дисциплин и с разными уровнями компетенций и опыта. Сама же проектная деятельность может быть реализована в формах исследовательских и инженерных проектов.

«На конференции мы представили концепт новой системы и проговорили ее основные элементы, — говорит Надежда Терлыга. — Наш проект состоит из трех блоков — конкурсов, образовательного части и профессиональной деятельности. Они все связаны и находится в непрерывном взаимонаполнении. Именно такая саморазвивающаяся экосистема должна заработать в Свердловской области. Ключевая особенность нашего подхода в том, что мы четко видим те запросы предприятий и направления, в рамках которых есть востребованность в человеческих ресурсах. Под это мы выстраиваем всю образовательную среду, в которой талантливый ребенок должен проявить свои способности, доказать их. Затем он попадает в специально организованную школьную, вузовскую, поствузовскую среду. Таким образом и формируется тот человеческий капитал, который затем используется в экономике».

Во второй день конференции 100 педагогов из городов Свердловской области пройдут в вузе обучение, на котором их ознакомят с разработанными в вузе методиками выявления и сопровождения талантливых детей. Ожидается, что подобные семинары будут проводится в университете регулярно.

«Используя разработанную методическую основу, Уральский федеральный университет продолжит проводить отбор и организовывать летние проектные смены в оздоровительном лагере на озере Таватуй. Также в сотрудничестве с екатеринбургским Дворцом молодежи университет продолжит работу в рамках регионального этапа конкурса для проектных смен в образовательном центре „Сириус“ в Сочи в январе и июле. Продолжится и реализация проекта по созданию на базе инжинирингового центра УрФУ „Интеллектуальная энергетика“ для выпускников образовательного центра. Продолжится и тесное сотрудничать с фондом „Золотое сечение“ по созданию кампуса уральского центра „Сириус“, где УрФУ будет отвечать за всю содержательную базу», — заявила Надежда Терлыга.

Напомним, в марте этого года вуз выиграл грант Минобрнауки России по обновлению содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей. Соответствующий конкурс был проведен в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы. Размер гранта составил семь миллионов рублей, также дополнительные средства на условиях софинансирования выделил университет и правительство Свердловской области.

Целью проекта стала разработка и апробация содержания и технологий дополнительного образования для выявления, развития, поддержки и воспитания одаренных и талантливых детей и подростков 8–11-х классов Уральского региона, ориентированных на техническое творчество, исследовательскую и проектную деятельность.

УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

Поделиться: