Научно-производственное объединение «Сатурн», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию, отметило 98-летие со дня своего основания.

Предприятие, основанное в 1916 году в Рыбинске как завод «Русский Рено», до 1924 года оставалось в ведении автомобилестроения, далее его история тесно связана с развитием отечественной авиации.

Первым авиационным двигателем  завода стал лицензионный БМВ-6, который серийно выпускался в Рыбинске под маркой М-17. С началом его серийного выпуска исчезла абсолютная зависимость от зарубежных авиамоторов.

В начале 40-х годов рыбинский завод увеличил выпуск двигателей для боевых самолетов и уже к началу Великой отечественной войны довел их количество до 45 штук в день. Осенью 1941 года завод был полностью эвакуирован в Уфу. А уже весной 1942 года началось восстановление авиационного производства в Рыбинске. Выпуск необходимых фронту моторов продолжился спустя всего несколько месяцев.

За всю историю своего существования в НПО «Сатурн» спроектировало около 40 видов изделий, серийно выпустило почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. С ним связаны имена многих выдающихся конструкторов:  Владимира Климова, Владимира Добрынина, Архипа Люльки, Павла Соловьева, Петра Колесова. Двигатели «Сатурна» поднимали и поднимают в небо самолеты конструкторских бюро Поликарпова, Яковлева, Туполева, Лисунова, Ильюшина, Сухого, Микояна, Бериева, Мясищева, Антонова.

Семейство двигателей Д-30КУ/КП, с 1971 года выпускаемых на НПО «Сатурн» для среднемагистральных Ту-154М, дальнемагистральных Ил-62М и транспортных Ил-76, стало настоящим бестселлером советской и российской авиации. На сегодня, суммарная наработка двигателей Д-30КУ/КП в эксплуатации составляет более 60 млн часов.

Сегодня НПО «Сатурн» объединяет производственные площадки и конструкторские службы в Рыбинске, Москве, Лыткарине, Санкт-Петербурге, Омске и Перми. Компания создает газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации, крылатых ракет, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и гражданских судов, обеспечивая весь жизненный цикл изделий, от идеи до серийного производства и сопровождения в эксплуатации.

В начале 2014 года на предприятии успешно завершились опытно-конструкторские работы по созданию нового малоразмерного газотурбинного двигателя. На расширенном заседании Государственной комиссии предприятию был торжественно вручен акт государственных стендовых испытаний нового перспективного изделия.

В феврале из сборочного цеха 80 в Комсомольск-на-Амуре был отгружен сотый с начала серийного производства двигатель SaM146 для самолетов SSJ100. Всего же со стапелей сборочного производства к настоящему моменту сошло свыше 140 серийных двигателей. 

6 марта 2014 года НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146, став первой компанией  в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.

НПО «Сатурн» отводится ключевая роль и в решении задачи по созданию импортозамещающей базы российского морского газотурбостроения. Оно должно помочь обеспечить корабли российскими газотурбинными энергетическими установками. В связи с этим в течение года предприятие активно посещали правительственные делегации, представители главного командования ВМФ России, руководство Объединенной судостроительной корпорации.

Совместно с «ИНТЕР РАО ЕЭС» и РОСНАНО НПО «Сатурн»  трудится над созданием ГТД-110М - модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-110 мощностью 110 МВт. «Сатурн» оказался единственной компанией, которая в условиях санкций ряда стран в состоянии обеспечивать Россию отечественными турбинами большой мощности.

Фотографии

Поделиться: