Генеральный конструктор ОДК обозначил сверхзадачи технологического развития российского двигателестроения

Основные направления технологического развития Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех) – это использование при создании перспективных российских газотурбинных двигателей авиационного, промышленного и морского применения полимерных композиционных материалов, аддитивных технологий, высокотемпературных материалов, применение новых прорывных конструктивных схем и технологий «более электрических» двигателей, а также суперкомпьютерные технологии. Об этом рассказал в ходе проходящего на ВДНХ в Москве с 4 по 6 апреля III Международного форума двигателестроения заместитель генерального директора - генеральный конструктор АО «ОДК»  Юрий Шмотин.

«Если рассматривать жизненный цикл турбинного двигателя, то примерно 15-20 лет уходит  на проведение исследований, следующие 5- 8 лет тратятся на испытания и сертификацию, а  40-50 лет предназначены для эксплуатации двигателя, – заявил Юрий Шмотин. – Безусловно, исследования нужно планировать заранее,  необходимо ставить задачи и выстраивать траекторию развития на будущий период в 15-20 лет. Этот процесс достаточно сложен, но чтобы он был результативным,  в нем должны взаимодействовать государственные корпорации, институты развития, министерства, институты фундаментальной и отраслевой науки, малый и средний бизнес, малые инновационные предприятия.  Именно такая синергия позволит создать инновационно-ориентированную систему, наиболее эффективную для технологических разработок и инновационных решений. ОДК определила наиболее перспективные для себя области развития газотурбинных двигателей».

Многокомпонентные композиционные материалы состоят из пластичной основы (матрицы) и армирующих наполнителей, обладающих высокой жесткостью и прочностью. Их сочетание обеспечивает создание новых материалов, а ориентация наполнителя в материале — необходимые прочностные свойства. Внедрение деталей из таких материалов в состав авиадвигателей позволяет качественно изменить их конструкцию, существенно улучшить основные характеристики, в том числе, снизить массу.

«Сегодня мы  используем решения, с которыми, как мы видим, работают и наши конкуренты, – отметил Юрий Шмотин. – Поэтому важно предвидеть, какой продукт будет востребован через 15 лет. ОДК планирует использовать детали из полимерных композитов в составе российско-французского двигателя SaM146, которые устанавливаются на самолет Sukhoi Superjet 100, а также перспективного двигателя для МС-21 ПД-14. В настоящее время ОДК-Сатурн проводит испытания опытных образцов композитных деталей в составе ПД-14».

Аддитивные технологии позволяют применить новый подход по созданию формы, сократить количество деталей и стоимость двигателя.

«В данном направлении корпорация ОДК  работает уже более 14 лет.  Как показала практика, эти технологии позволяют сократить в два раза количество деталей в ряде узлов газотурбинных двигателей, а также дают возможность применить другой подход мышления к созданию формы, которая позволяет не только уменьшить количество деталей, но и снизить стоимость двигателя. Уже сегодня мы используем данные технологии: в ОДК в год методом аддитивных технологий изготавливается порядка трех тонн деталей», – рассказал Юрий Шмотин.

Осваиваемые ОДК высокотемпературные материалы (на керамической матрице, интерметаллиды никеля и алюминия) способны качественно повлиять на цикл работы двигателя с точки зрения ее интенсификации.

«Более электрические» технологии (применение в конструкции двигателя большего количества электрических приводов) предполагают замену с помощью электрических приводов части элементов гидравлической, пневматической механизации. Это серьезно улучшает характеристики двигателя.

«Самым перспективным двигателем будущего для дозвуковых летательных аппаратов может стать электродвигатель с вентилятором с лопатками из полимерного композиционного материла, – говорит генеральный конструктор АО «ОДК». – В практике есть менее революционные решения, которые построены на использовании электричества. Поэтому электрические двигатели, электрические приводы, беспроводное управление и диагностика – это суперзадача».

Среди новых конструктивных схем газотурбинных двигателей как одну из наиболее перспективных можно выделить схему с открытым ротором. Данное направление «активно набирает обороты, и это означает, что в будущем  подобные двигатели будут применять в самолетах и других летательных аппаратах».

«Технологии численного моделирования и суперкомпьютерные технологии мы освоили и начали активно использовать в начале 2000-х гг., сегодня мы можем выполнять большой объем качественных исследовательских расчетов не хуже, чем западные компании. Уже тогда главной нашей целью было  выполнять расчеты необходимого уровня сложности в измеряемое время, не более чем за рабочий день. В то время появились суперкомпьютеры, а также программное обеспечение (в том числе, мы занимались разработкой собственного), которые позволяли  достоверно осуществлять расчеты. Сейчас мы добились сокращения времени расчетов более чем в 100 раз, и при этом с первой интеграции мы получаем достоверные результаты, которые подтверждаются при испытании натурного образца», - рассказал Юрий Шмотин.

По его словам, данные направления являются основополагающими для ОДК, и корпорация всегда открыта к сотрудничеству и новым предложениям.

«Мы готовы идти навстречу инновационному развитию. Один из таких шагов - встречи с молодыми инноваторами -  разработчиками лучших решений в сфере передовых производственных технологий, таких как аддитивные технологии, индустриальный интернет, сенсорика, робототехника и CNC-технологии – на площадке крупнейшего стартап-акселератора России GenerationS.  (ПАО «ОДК – Сатурн» является индустриальным партнером трека TechNet GenerationS, входит в состав рабочей группы Технет Национальной технологической инициативы). Мы регулярно работаем с профильными российскими вузами и планируем со всеми заключить соответствующие соглашения о сотрудничестве по данным теме», – отметил генеральный конструктор АО «ОДК».

 

***

Новейший российский турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ представлен на выставке двигателестроения на ВДНХ

Натурный образец новейшего турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для авиалайнера Ил-114-300 впервые представлен на выставочной экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех) на проходящем на ВДНХ в Москве III Международном форуме двигателестроения (МФД-2018).

Демонстрируемый двигатель использовался в ходе наземных испытаний, для которого в 2016 г. На предприятии-разработчике ТВ7-117СТ АО «ОДК-Климов» (г. Санкт-Петербург) был создан испытательный стенд, возможности которого позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета (части крыла и фюзеляжа).

ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, а гражданская модификация двигателя – ТВ7-117СТ-01 – станет штатным двигателем регионального пассажирского самолета Ил-114-300, возобновление серийного производства которого планируется в России. Двигатель ТВ7-117СТ-01 также будет сертифицирован в соответствии с гражданскими нормами. Более мощный в сравнении с ранней модификацией ТВ7-117СМ, двигатель ТВ7-117СТ-01, в частности, позволит увеличить грузоподъемность Ил-114-300, сократить время разбега самолета. Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор.

Стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде ОДК-Климов стартовали в сентябре 2016 года. Год спустя, в сентябре 2017 г., ОДК начала летные испытания силовой установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Первый этап испытаний завершился в декабре 2017 г. В результате испытаний подтверждена готовность двигателя ТВ7-117СТ и винта АВ-112 к будущему первому вылету самолета Ил-112В.

Ресурсные испытания двигателя ТВ7-117СТ продолжаются. В 2018 г. будут продолжены опережающие летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

В двигатель ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме — 3600 л.с. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Одной из особенностей ТВ7-117СТ является то, что созданная ОДК-Климов система автоматического управления управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки. Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. Их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которая кроме АО «ОДК-Климов» включает, в частности, АО «ММП им. В. В. Чернышева», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ОДК-СТАР».

ОДК-Климов занимается разработкой и производством газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием, в частности, созданы вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ТВ7-117В и самолетные двигатели типа РД-33 и ТВ7-117С/СМ/СТ.

С 2014 года ОДК на базе ОДК-Климов успешно реализуется программа импортозамещения вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500, предназначенных для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». В 2015 г. двигатель ВК-2500 был поставлен на производство в России. До этого в страну поставлялись вертолетные двигатели, производившиеся на Украине. Двигатели ВК-2500 собираются полностью из российских комплектующих.

В январе 2017 г. ОДК-Климов за организацию производства в РФ ВК-2500 получило премию Правительства Санкт-Петербурга «Сделано в Петербурге-2016» в номинации «Импортозамещение».

В конце 2017 г. система менеджмента качества ОДК-Климов была сертифицирована по международному стандарту AS 9100. ОДК-Климов стала первой российской компанией, прошедшей сертификацию по новым, усложнившимся требованиям International Aerospace Quality Group (IAQG).

 

***

ОДК демонстрирует на МФД-2018 технологии управляемого вектора тяги для двигателей истребительной авиации

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) обладает уникальными компетенциями по созданию турбореактивных двигателей для боевой авиации с соплом с управляемым вектором тяги (УВТ), существенно повышающим маневренные и боевые характеристики самолета. На проходящем на ВДНХ в Москве с 4 по 6 апреля III Международном форуме двигателестроения холдингом представлена разработанная московским АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в ОДК) модификация двигателя АЛ-31ФН с реактивным соплом с УВТ. 

АЛ-31ФН – турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным регулируемым сверхзвуковым реактивным соплом. Является модификацией двигателя АЛ–31Ф с нижним расположением коробок двигательных и самолетных агрегатов. Предназначен для однодвигательных истребителей китайского производства. Максимальная тяга АЛ-31ФН составляет 12 700 кгс, а минимальный удельный расход топлива - 0,705 кг/с (кгс ч).

Реактивное сопло разработки «Салюта» с УВТ является дополнительной опцией для двигателя АЛ-31ФН, позволяющей существенно повысить ЛТХ самолета.

Разработчик АЛ-31ФН - ОКБ им. А. Люльки (филиал ПАО «ОДК-УМПО»). Изготовитель – АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

 

***

Производитель двигателей для МиГ-29 ММП имени В.В. Чернышева получил в 2017г. 2,9 млрд рублей чистой прибыли

АО «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) впервые более чем за 10 лет продемонстрировало чистую прибыль – по итогам 2017 г. она составила 2,9 млрд рублей.

«ММП имени В.В. Чернышева» является производителем турбореактивных двигателей типа РД-33 для семейства фронтовых истребителей МиГ-29, а также участвует в широкой кооперации ОДК по производству авиационных двигателей других типов. За последние годы на заводе освоено и организовано серийное производство осевого компрессора двигателя ВК-2500 для большинства вертолетов «Ми» и «Ка», налажен выпуск узлов двигателей семейства ТВ7-117 (вертолетный ТВ7-117В предназначен для Ми-38, самолетный ТВ7-117СТ — для Ил-112В и Ил-114-300).

В течение пяти лет предприятие демонстрировало стабильный рост выручки от продаж – в 2017г. этот показатель превысил 17 млрд рублей. Также за пять лет предприятие удвоило объемы производства, став участником программы импортозамещения вертолетных двигателей – производителем осевого компрессора двигателя ВК-2500.

Показатель выработки на одного сотрудника на «ММП имени В.В. Чернышева» за пять лет вырос в три раза и в 2017г. составил 3,4 млн рублей на человека. По этому показателю завод является одним из лидеров среди предприятий ОДК и входит в топ-100 российских компаний по оценкам делового портала «Управление производством».

«Положительная динамика экономики предприятия связана с рядом целенаправленных шагов, предпринятых руководством ОДК, – говорит управляющий директор АО «ММП имени В.В.Чернышева» Амир Хакимов. – Во-первых, благодаря совместной работе Госкорпорации «Ростех», ОДК с правительством РФ был погашен токсичный долг предприятия. Во-вторых, корпорация оказала активную поддержку в вопросе расшивки узких мест, что позволило предприятию справиться с возросшим объемом производства и выполнить все контрактные обязательства».

«ММП имени В.В. Чернышева» также последовательно реализует политику улучшений в области организации производственной системы. Достижения АО «ММП имени В.В.Чернышева» дали основания для включения предприятия в список компаний – полигонов лучших практик Ростеха.

На проходящем в Москве на ВДНХ III Международном форуме двигателестроения представлен двигатель РД-33МК производства ММП имени В.В. Чернышева.

 

***

Современная испытательная база для  малоразмерных двигателей будет создана в Омске

Новый испытательный комплекс для малоразмерных двигателей специального назначения, включающий в себя два оснащенных самым современным оборудованием испытательных стенда, будет создан на АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро», управляющей организацией которого является рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).

Малоразмерные газотурбинные двигатели, разработка и производство которых осуществляется в Рыбинске и Омске, предназначены для установки на беспилотные летательные аппараты. Основными требованиями к подобным ГТД являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и надежность. ОДК на базе ОДК-Сатурн ранее успешно реализовала программу импортозамещения малоразмерных двигателей: были разработаны и поставлены на серийное производство несколько модификаций отечественных двигателей.

ОДК-Сатурн стало управляющей организацией ОМКБ в 2017 г. Процессы объединения предприятий были инициированы с целью консолидации усилий по разработке и серийному изготовлению малоразмерных двигателей специального назначения. Теперь программа малоразмерных двигателей ОМКБ развивается под управлением ОДК-Сатурн. Следующим шагом станет объединение ОДК-Сатурн и ОМКБ.  При этом тесное взаимодействие предприятий в области создания малоразмерных ГТД продолжается уже много лет. Так, на базе двигателя разработки ОМКБ ОДК-Сатурн создан входящий в продуктовую линейку ОДК малоразмерный двигатель 36МТ. Омское КБ также ведет работу по гражданское тематике – как разработчик осуществляет авторское сопровождение эксплуатации вспомогательных силовых установок ВСУ-10 (предназначены для самолетов Ил-76, Ил-86, Ил-96). ОМКБ был создан турбовинтовой двигатель для гражданской авиации ТВД-10Б, применяемый на самолетах Ан-28.

«С точки зрения мощности, значимости для государства ОДК-Сатурн, безусловно, является для нас старшим братом. С точки зрения знаний конструкции малоразмерных газотурбинных двигателей, с точки зрения научной составляющей данного вида продукции ОМКБ имеет сильную конструкторскую базу, – говорит первый заместитель управляющего директора-директор производства АО «ОМКБ» Игорь Шаповалов. - Наши предприятия хорошо дополняют друг друга, используя и объединяя при этом сильные стороны каждого».

Главный проект, запускаемый в 2018 г. – это создание на ОМКБ нового испытательного комплекса.

«Мы занимаемся не только изготовлением, но и разработкой двигателей, которым требуются всевозможные доводочные работы, специальные испытания и т.д., – рассказывает главный инженер АО «ОМКБ» Николай Маруга. – На базе комплекса планируется создать два основных испытательных стенда, как для серийных изделий, так и для новых разработок, а также порядка 10 технологических боксов. Почему мы называем его комплексом? Потому что все, что необходимо для испытаний, будет сосредоточено в одном месте, в одном здании. Планируем здесь оборудовать зал подготовки двигателей к испытаниям, оснащенный адаптированным для стенда переходным устройством, что значительно сократит время монтажа двигателя на испытательный стенд. Стенды будут оборудованы специальной системой наддува воздуха для имитации полетных условий. Здесь будет установлено современное оборудование, измерительные системы  по последнему слову техники. Появится возможность отслеживать параметры в режиме реального времени. С помощью управляющей организации ОДК-Сатурн мы сейчас выбираем проектанта, выходим на конкурс».

Приступить к строительно-монтажным работам планируется осенью 2018 г. Введение в эксплуатацию испытательного комплекса намечено на 2020 г.

Ранее, В 2010-2016 гг. в ОМКБ было проведено масштабное техническое перевооружение производства – приобретено свыше 200 единиц современного высокотехнологичного оборудования, в том числе более 40 станков с ЧПУ. В этом году предприятие намерено продолжить развитие производства.

 

***

Наработка двигателей SaM146 авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 приближается к 850 тыс. летных часов

Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146, поднимающих в небо авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), превысила 830 000 летных часов.

SaM146 – интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и  ОДК-Сатурн). Российское ОДК-Сатурн отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя и его испытания, Safran Aircraft Engines — за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.

Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов. Максимальная наработка зафиксирована у двигателей, эксплуатирующихся в сложных климатических условиях: в часах – на двигателе, авиакомпании «Якутия» (более 8 800 летных часов),  в циклах – на двигателе мексиканской авиакомпании Interjet (свыше 6 700 летных циклов). По состоянию на март 2018 г. с ОДК-Сатурн отгружено 310 серийных двигателей.. При этом прошедший 2017 г. стал рекордным — заказчики получили 76 двигателей SaM146.

Двигатель SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации в составе самолета SSJ100. Основными эксплуатантами самолетов SSJ100 с двигателями SaM146 являются авиакомпания «Аэрофлот», а также мексиканская авиакомпания InterJet.  Крупным заказчиком является лизинговая компания «ГТЛК», которая поставляет самолеты SSJ100 в операционный лизинг российским авиакомпаниям «Ямал», «Ираэро», «Якутия», «Азимут». В 2016 г. начались поставки самолетов SSJ100 первому европейскому заказчику – авиакомпании CityJet. Всего авиалайнеры SSJ100 с двигателями SaM146 эксплуатируют 15 операторов.

В апреле 2012 г. ОДК-Сатурн получило сертификат одобрения производства EASA, годом ранее был получен аналогичный сертификат АР МАК. В марте 2014 г. предприятием был получен сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146. Таким образом, ОДК-Сатурн является первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по разработке, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей

Двигатель SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, полностью отвечает современным экологическим требованиям. Оптимизированная степень двухконтурности и уменьшенная скорость вращения вентилятора позволили значительно снизить шум от работающего двигателя и обеспечить запас по отношению к нормам ICAO Глава IV. Камера сгорания спроектирована таким образом, что гарантирует низкий уровень загрязняющих выбросов, обеспечивая  соответствие нормам CAEP8.

Показатель надежности вылета по расписанию по двигателю составляет 99,9%. Это достигается, в том числе благодаря специальному проектированию лопаток вентилятора, переднего конуса, да и всей проточной части. Помимо этого, такая конструкция обеспечивает высокую степень защиты и устойчивости к попаданию посторонних предметов. В целом, эксплуатационные показатели SaM146 находятся на уровне, превышающем среднестатистический для этого класса двигателей.

В рамках системы поддержки заказчика, отвечающей мировым требованиям,  созданы и функционируют два центра распространения запчастей - 
в подмосковном Лыткарино и в Виляроше (Франция). Подобная локализация складов позволяет доставить запчасти в течение суток практически в любую точку мира. Функционируют два учебных центра для обучения технического персонала авиакомпаний. Создан круглосуточный центр поддержки заказчиков, Web-портал. Также обе материнские компании сертифицированы по требованиям российских и европейских авиационных властей на техническое обслуживание и ремонт двигателей, чтобы иметь возможность оказывать соответствующие услуги эксплуатантам. Для поддержки авиакомпаний также созданы пулы запасных двигателей и запчастей.

Двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель SaM146 выполнен по конструктивной схеме с одноступенчатым вентилятором, трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступенчатым компрессором высокого давления, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной высокого давления и трехступенчатой турбиной низкого давления. Система управления двигателя — цифровая, с полной ответственностью (типа FADEC). SaM146 обладает широким диапазоном регулирования тяги.

Силовая установка SaM146 представлена на стенде ОДК в рамках проходящего на ВДНХ в Москве с 4 по 6 апреля III Международного форума двигателестроения (МФД-2018).

 

***

ОДК представляет на МФД-2018 в Москве основные достижения российского двигателестроения

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) принимает участие в открывающемся 4 апреля в Москве Международном форуме двигателестроения (МФД-2018). Холдинг представляет на нем новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также расскажет о ключевых достижениях российской двигателестроительной отрасли за 10 лет со времени образования ОДК.

МФД-2018 пройдет с 4 по 6 апреля в павильоне 75 ВДНХ. В рамках выставки ОДК, в частности, организует форум «Двигатели будущего» с участием ведущих специалистов в авиационной отрасли, в том числе зарубежных экспертов, презентацию двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21 и насыщенную программу для молодежи (включая презентацию перспектив двигателестроения от конструкторов). Устроителем форума является ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), спонсор – ОДК.

ОДК, интегрирующая в своем составе более 90 % активов отрасли, была сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения.   Наиболее значимыми стратегическими целями ОДК являются: полное выполнение заданий государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений; поддержание и развитие компетенций во всех основных сегментах: авиадвигателестроение, наземные и морские ГТД, ракетные двигатели; обеспечение достаточных ресурсов для реализации перспективных программ и проектов развития

«Объединенная двигателестроительная корпорация сегодня является крупнейшей машиностроительной компанией Российской Федерации, занимающейся выпуском высокотехнологичной продукции и вносящей значительный вклад в решение приоритетных задач государства в сфере развития авиакосмической промышленности и смежных отраслей, обеспечения национальной безопасности, – говорит генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Наша компания опирается на богатейший опыт и традиции российского двигателестроения, хранит уникальное наследие известных конструкторских школ Владимира Климова, Павла Соловьева, Николая Кузнецова, Архипа Люльки. Обладая научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом для создания двигателей нового поколения во всех компетенциях холдинга, мы инвестируем в новые технологии и продвигаем на мировой рынок наши перспективные разработки. Убежден, что создаваемая нами техника будет с честью служить коммерческим и военным эксплуатантам, способствуя дальнейшему расширению парка двигателей российского производства».

По словам гендиректора ОДК, холдинг 10 лет назад и сегодня – это «две разные организации».

«За это время сделан большой, масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что сегодня мы сфокусировали в одном направлении для решения одной задачи – повышения конкурентоспособности – все усилия и ресурсы, которые есть в нашей отрасли», - сказал на открытии форума Александр Артюхов. 

Экспозиция ОДК на МФД-2018 отражает все основные направления работы холдинга – от двигателей для боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения.

Впервые на выставке ОДК демонстрирует натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и предназначенного для оснащения регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Представленный двигатель использовался в ходе наземных испытаний, для чего в 2016 г. на АО «ОДК-Климов» был создан испытательный стенд, возможности которого позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета (части крыла и фюзеляжа). Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор. Ресурсные испытания двигателя ТВ7-117СТ продолжаются. В 2018 году будут продолжены опережающие летные испытания ТВ7-117ВСТ в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Производится АО «ОДК-Климов» в кооперации с другими предприятиями ОДК.

ПД-14 – базовый турбовентиляторный двигатель, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных. Он не уступает находящимся в эксплуатации зарубежным аналогам, а по многим параметрам, в частности, выбросам в атмосферу, шумам и т.д., превосходит их. ОДК продолжает летные и наземные испытания двигателя ПД-14, в ходе которых он подтверждает заявленные параметры. Процедура сертификации базового двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, идет в соответствии с установленными сроками. В 2018 г. планируется получение сертификата Росавиации, а в 2019 г. – EASA. Головной исполнитель по программе ПД-14 — АО «ОДК», головной разработчик — АО «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — АО «ОДК-Пермские моторы»

Гражданское авиадвигателестроение представлено также силовой установкой SaM146, которой оснащаются в небо авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). Двигатель SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов.

АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-УМПО», это – турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, глубокая модернизация двигателя АЛ-31Ф. От предшественника двигатель отличается увеличенным ресурсом и тягой в 14,5 тонны. АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

РД-33МК – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой – модификация базового двигателя РД-33, подвергнутая серьезной конструкторской доработке. Предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а так же для  новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. В январе 2017 г. двигатели РД-33МК отработали без замечаний в ходе первого испытательного полета МиГ-35. При создании РД-33МК были сохранены все преимущества базовой платформы, при этом двигатель обладает повышенной тягой (на форсированных режимах повышена до 10%). Двигатель оснащен современной цифровой системой автоматического управления и контроля БАРК-42. Существенно увеличен ресурс за счёт применения модернизированной системы охлаждения турбин. Разработчик – АО «ОДК-Климов», производитель – АО «ММП имени В.В. Чернышева» (г. Москва).

На МФД-2018 представлен также разработанный АО «ОДК-Климов» новейший цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Применение БАРК-88 в системе управления 
и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя.

АЛ-31ФН – турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным ре

Поделиться: