27 октября 2015 года исполнилось 90 лет выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу Новожилову. Торжественное мероприятие по случаю празднования юбилея состоялись в конференц-зале главного корпуса ОАО «Ил». 

Поздравить юбиляра прибыли президент ПАО «ОАК» Слюсарь Ю.Б., Генеральный директор ОАО «Ил» Вельможкин С.В., член коллегии Военно-промышленной комиссии Каштан М.И., Председатель ЦК КПРФ Зюганов Г.А., представители правительства РФ, министерства обороны, руководители предприятий и ветераны авиапрома, сотрудники ОАО «Ил». 

Поприветствовав участников торжественного собрания, генеральный конструктор ОАО «Ил» Таликов Н.Д. рассказал о трудовом пути авиаконструктора. «Главное, что сделал Генрих Васильевич, это сохранил коллектив, который строил замечательные самолеты. Мы продолжим его работу», - сказал Таликов Н.Д. 

Генеральный директор ОАО «Ил» Вельможкин С.В. поздравил юбиляра и зачитал приказ о присвоении Новожилову Г.В. звания Почетный генеральный конструктор ОАО «Ил». 

Член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Каштан М.И. поздравил Новожилова Г.В. от имени председателя правительства РФ Медведева Д.А. «Выдающийся конструктор, легенда отечественного авиастроения, Вы внесли значимый вклад в развитие отрасли, в укрепление обороноспособности страны, сохранили и преумножили славу знаменитого конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина», - говорилось в обращении Медведева Д.А. 

Президент ПАО «ОАК»  Слюсарь Ю.Б. поздравил юбиляра и сообщил, что благодаря самолету Ил-96, созданному коллективом ильюшинцев под руководством  Новожилова Г.В., наша страна находится в тройке ведущих авиационных держав.  «Я очень надеюсь, что с его помощью и помощью других наших ветеранов мы сможем решить все те задачи, которые стоят у нас в корпорации», - сказал Слюсарь Ю.Б. 

Председатель ЦК КПРФ Зюганов Г.А. рассказал о совместной работе с юбиляром и отметил его черты характера. «Девиз Генриха Васильевича — ничего не бояться и верить в будущее, что дано только тем, кто очень энергичный каждый день. Как человек, он, с одной стороны очень обаятельный, с другой стороны предельно требовательный, очень строгий и заинтересованный», - отметил Зюганов Г.А. 

Генриха Васильевича Новожилова поздравили также представители министерства обороны и, отмечая громадный вклад авиаконструктора в деле обороноспособности страны, вручили медаль «Михаил Калашников». 

Много добрых слов в адрес юбиляра сказали ветераны авиапрома, сотрудники ОАО «Ил». 

В ответном слове Новожилов Г.В. еще раз подчеркнул, что все самолеты связанные с его именем были созданы коллективом ильюшинцев. «Всюду и везде, даже получая высочайшие награды, я говорил, что за мной стоит коллектив, который воспитал Сергей Владимирович Ильюшин. И если быть откровенным, то, пожалуй, самым большим моим достижением были не столько самолеты, сколько этот коллектив, который самолеты создавал», - заявил Новожилов Г.В. 

Торжественное мероприятие завершил просмотр фильма о творческом пути авиаконструктора.


Биографическая справка:

Новожилов Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в г. Москве. До войны окончил 8 классов средней школы. 
Трудовой путь начал в 1943 году лаборантом кафедры физики в МАИ. 
1943-1949 годы студент МАИ. 

С 1 июля 1948 года с преддипломной практики начал работать в ОКБ С.В. Ильюшина в должности инженера-конструктора. В отделе фюзеляжа прошел путь до конструктора I категории. Принимал участие в работах по самолетам Ил-14, Ил-40, Ил-46, Ил-54. Был ведущим инженером по специальности при постройке и летных испытаниях реактивного бомбардировщика Ил-54. 
1956-1958 годы секретарь парткома предприятия. 

С сентября 1958 года заместитель главного конструктора по Ил-18 и ответственный за самолеты «Ил», находящиеся в эксплуатации. 
Участвует в разработке модификаций Ил-18 для ВВС – противолодочного самолета Ил-38, Ил-20 «Стрела» и других. 

В 1964 году Приказом министра назначен главным конструктором II категории и первым заместителем генерального конструктора.  С этого времени под руководством С.В. Ильюшина начинает работать в Бюро эскизного проектирования. 

Отвечает за проведение летных испытаний, запуск в серийное производство и эксплуатацию дальнемагистрального реактивного самолета Ил-62. 
В сентябре 1967 года начались полеты с пассажирами, и  самолет Ил-62 надолго становится флагманом «Аэрофлота».

В июле 1970 года по представлению Сергея Владимировича Ильюшина (в связи с его болезнью и уходом на пенсию по личному заявлению) Распоряжением Совета Министров СССР Новожилова Г.В. назначают генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. 
Следует отметить работу по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 – первого самолета его конструкции. Опытный Ил-76 взлетел с Центрального аэродрома г. Москвы 25 марта 1971 г. Принят на вооружение в 1976 году. 

Ил-76 – первый реактивный военно-транспортный самолет, способный использовать грунтовые и бетонные полосы, стал основным в составе ВТА ВВС, выполняет все виды десантно-транспортных операций . В гражданской авиации осуществляет коммерческие перевозки и специальные задания при чрезвычайных ситуациях. На базе Ил-76 создано много модификаций – керосинозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости, летающий госпиталь «Скальпель», противопожарный и др. 

В 1980 году на трассы «Аэрофлота» вышел первый российский пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86. При создании этого самолета Новожиловым Г.В. были разработаны и воплощены в конструкцию новые  принципы обеспечения безопасности полета. Достигнута высокая технологичность и эффективность в эксплуатации. 130 технических нововведений, защищенных патентами, свидетельство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных совместно с ЦАГИ и внедренных Новожиловым Г.В. в самолет Ил-86, послужили дальнейшему развитию российской авиационной науки. 

Год 1993 – генеральным конструктором Новожиловым Г.В. была завершена работа по созданию самолета нового поколения – дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90. 

14 июля 1993 года рейсом Москва-Нью-Йорк начались пассажирские перевозки. Сегодня налет самолетов подходит к 70 тысячам летных часов. 
В самое трудное время с 1990 по 1999 год по решению Президентов России и США проводит работу по дальнемагистральному самолету Ил-96М/Т с американскими двигателями и американской авионикой, создает первый совместный российско-американский самолет,  получивший Сертификат типа FAA США в 1999 году, не уступавший лучшим аналогичным самолетам мира. 

Ил-103 – легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования в авиашколах, при патрулировании и оказании скорой медицинской помощи. Первый полет май 1994 года. Имеет два Сертификата: Сертификат тип МАК СНГ получен в декабре 1996 года, FAA USA – декабрь 1998 года. 
Работа по программам самолетов Ил-96М/Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском регистре, проведенная впервые, стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. 

Ил-114 – турбовинтовой пассажирский 64-местный самолет нового поколения для региональных трасс, с низким уровнем расхода топлива. Первый полет  -  март 1990 года. Сертификат типа МАК СНГ получен в апреле 1997 года. В серийное производство запущен на ТАПОиЧ (Ташкент) успешно много лет эксплуатируется компанией «Узбекистон Хаво Йуллари» Узбекистан. 

В каждой из вышеперечисленных программ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции самолетов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полета, большой ресурс, производственную и эксплуатационную технологичность. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения. 
В 1979 году избран членом-корреспондентом, а в 1984 году академиком Российской академии наук. 

Генрих Васильевич Новожилов выполнял большую общественную работу – неоднократный депутат Моссовета, Верховного Совета, Народный депутат СССР. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и премии Правительства РФ, удостоен звания «Заслуженный конструктор РФ», награжден тремя орденами Ленина, орденами «Октябрьской революции»,  «Трудового  Красного Знамени», «Знак Почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством II и III степени», орденами Польши, Чехословакии, Республики Узбекистан, многими медалями, в том числе Золотой медалью имени А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. 

Новожилов Г.В. ветеран Великой Отечественной войны и Труда, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран Труда». 

С января 2006 года – главный советник генерального директора по науке. С 27 декабря 2015 года – почетный генеральный конструктор ОАО «Ил». 
Ежедневно в 9:00 начинает свой рабочий день.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях,  высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.

Под его руководством были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. 

Вклад Генриха Васильевича Новожилова – генерального конструктора, ученого и организатора в развитие отечественной авиации, получил широкое признание Российских и зарубежных специалистов.

Фотографии

Поделиться: