vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Международные санкции как драйвер развития инженерного образования в России

Международные санкции как драйвер развития инженерного образования в России

Экспертное мнение Никиты Юрьевича Анисимова, проректора Университета машиностроения (МАМИ) по учебной работе

Санкции со стороны ЕС и США, которые коснулись российской экономики, вызвали тревогу у представителей банковской, строительной и других жизненно важных сфер российской экономики. Какое влияние они окажут на машиностроительную и смежные сферы, на качество подготовки технических специалистов в вузах и возможность их трудоустройства в условиях возможного кризиса?

Дать четкий рыночный прогноз сразу после введения санкций невозможно, считает Н. Ю. Анисимов, однако первые сигналы обнадеживают: например, как только появилась угроза работе международных платежных систем в России, стала активно разрабатываться собственная платежная система. Если возникнут проблемы с поставками запчастей, наладить эффективное конкурентоспособное производство будет возможно, хотя и не сразу. До сих пор в этом не было необходимости: при низких пошлинах многие запчасти дешевле импортировать, чем производить самостоятельно. Однако при гипотетической необходимости производить все детали в России закрывшиеся заводы, которым ранее приходилось сдавать в аренду помещения, чтобы выжить, получат шанс ожить. А значит – обеспечить людей новыми рабочими местами. С технологической точки зрения нет непреодолимых технических препятствий для производства, например, современных компьютеров в России; также вполне конкурентоспособны наши производители криогенной и другой техники. В условиях ограничения импортных поставок производствам придется встать на ноги, и в среднесрочной перспективе это обеспечит экономический рост.

Еще до введения санкций был заметен рост интереса к инженерным профессиям по сравнению с предыдущими годами, когда эти специальности сильно уступали в популярности экономическим и юридическим. Инженерная подготовка в России возрождается: сегодня вузы предлагают около 250 тыс. бесплатных мест в год по этим специальностям. По сравнению с менеджерскими и юридическими факультетами это огромное количество бюджетных мест.

В условиях, когда совершение экспортно-импортных операций облагается новыми пошлинами или подвергается ограничениям, неизбежно усиление внимания к прикладным, востребованным на производствах специальностям.

С точки зрения трудоустройства уже сегодня зарплаты в этой отрасли более чем конкурентоспособны: инженеры-исследователи и конструкторы получают хорошие зарплаты не только в Москве, но и в региональных центрах: существуют и благополучно развиваются Томский и Дальневосточный кластеры, Юго-Запад России, Архангельск.

Именно сегодня важно не упустить шанс возродить престиж профессии и привлечь в нее трудоспособных и талантливых ребят. Где таланты – там и результат: в свое время Америка пошла по пути привлечения талантов со всего мира, и результатом стал мощный технологический прорыв. Однако сейчас очень прагматичное время, и на мотивацию человека, выбирающего путь в жизни, влияют соображения о том, сколько он будет зарабатывать, в какой квартире будет жить, как он будет удовлетворять свои амбиции. Современной молодежи нужно объяснять, что это такое на самом деле – инженер, насколько это интересно, сколь безграничны его перспективы.

Каждый технический вуз сейчас должен поставить перед собой задачу качественно новой подготовки студентов. Инженер – это возвышенная профессия для человека, который владеет многими материями и буквально конструирует будущее собственными руками и своим интеллектом. Использовать здесь устаревшие взгляды на образовательный процесс недопустимо, поэтому на вузах лежит огромная ответственность. Технические вузы, в том числе Университет машиностроения, активно применяют новые технологии в образовании: переходят на проектно-ориентированную систему обучения, организуют инженерные соревнования, проводят научные игры.

Скажется ли сегодняшняя напряженность на проведении международных олимпиад, на студенческих соревнованиях? Критически – вряд ли. Даже в крайне неблагоприятных условиях, в годы холодной войны международный обмен в области образования работал и был живым пространством взаимодействия между странами. СССР принимал мероприятия масштаба Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проводились статусные соревнования. Несмотря на элементы «засуживания» по политическим мотивам, общая атмосфера была здоровой и дружелюбной.