Комментарий Владимира Гутенева по проблемам образования

Все мы отчетливо понимаем, что для создания конкурентоспособной наукоемкой экономики, основанной на новых знаниях и компетенциях, необходима адекватная кадровая политика и образовательная система. В этом смысле закон «Об образовании в Российской Федерации», его качество, приобретает поистине решающее для успеха значение.

Позиция Союза машиностроителей России состоит в том, что содержание закона должно быть каждым своим положением буквально сфокусировано на формировании современной эффективной глобально конкурентной системы образования всех уровней. Поэтому мы настойчиво добиваемся включения в обсуждаемый в Госдуме законопроект, направленных на это наших предложений.

Должен подчеркнуть, что эти предложения носят отнюдь не умозрительный характер. Это плод нашей совместной работы с Российским союзом ректоров, представителями промышленных предприятий и научных организаций, входящих в Союз. Их ценность состоит в том, что они наиболее полно и комплексно отражают как интересы работодателей и наемных работников, реального производства и науки, так и самой образовательной системы.

Остановлюсь на тех предложениях, которые наиболее актуальны для реформирования системы образования. Здесь я согласен с мнением Российского союза ректоров о том, что закон целесообразно перевести в русло общедозволительного метода правового регулирования. То есть, отказаться от констатации перечня прав основных участников образовательного процесса в пользу конкретного и конечного перечня основных обязанностей. Руководствоваться принципом – «все, что не запрещено законом, должно быть разрешено».

Вероятно, следует внести в законопроект главу «Программы развития образовательных учреждений», системно излагающую вопросы диверсификации финансирования, наделения и ротации статуса образовательной организации на основе оценки уровня эффективности реализации программ развития. Этим, по сути, будет определяться стратегия встраивания вузов в развитие отраслей и территорий, а также формироваться новая добросовестная конкурентная среда в образовании.

Мы считаем, что необходимо также восполнить пробел в законопроекте, связанный с воспитательным аспектом образования. Речь идет, прежде всего, о профессиональном воспитании, которому Российский союз ректоров предлагает дать следующее определение - «механизм выработки навыка по формированию системы профессионально-социальных целей и их достижения в рамках повседневной практики».

И, наконец, о реструктуризации сети вузов – вопрос, который весьма волнует образовательное сообщество. Мы считаем, что этот процесс не должен носить административно-командный характер. На наш взгляд, необходимо организовать при Президенте Российской Федерации комиссию из работодателей, представителей региональных властей, федеральных министерств, вузовского сообщества. Только она смогла бы объективно учесть все риски ликвидации или слияния вузов, которые не справляются с заданием или неспособны вести деятельность на основе частно-государственного партнерства.

При реформировании сети вузов следует обратить особое внимание на недопустимость выпадения из перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования приоритетных направлений модернизации экономики России: «Судостроение», «Авиастроение» и «Машиностроение».

Поделиться: