Президент, генеральный конструктор АО «РПКБ», заместитель гендиректора по НИОКР бортового оборудования АО «КРЭТ», член Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России Гиви Джанджгава выступил перед гостями «Инновационного клуба», проходящего в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017».
Кроме того, Джанджгава - председатель Совета главных конструкторов КРЭТ в области бортового радиоэлектронного оборудования, член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», член Бюро, член научно-технического совета ВПК при Правительстве РФ, Председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России.
Участников встречи, большинство из которых представляли служащие научных рот, молодые специалисты предприятий ОПК, инженеры-изобретатели, а также представители профильных вузов, интересовало, как совместить полет инженерной мысли и жесткие экономические рамки, качества хорошего менеджера и инженера-изобретателя, а также роль военных заказчиков в сотрудничестве с инженерами и конструкторами. Кроме того, участники диалога задавали узкоспециализированные вопросы по магнитным картам, разграничениями ТРИЗ и системной инженерии, работой по корректировке закона о ГОЗ, «задельным» технологиям и ответам на технологические вызовы.
По мнению Джанджгавы, технические идеи всегда ограничиваются законами экономики, и с этим необходимо считаться каждому конструктору и изобретателю. Он отметил, что существует «кривая» заказов, в середине которой находятся заказы, которые продвигают предприятие вперед, помогают ему развиваться в экономическом плане, а на периферии - разработки, возможно, более значимые в инженерном плане, но менее прибыльные. И каждое предприятие, в первую очередь, ориентируется на те заказы, которые находятся в середине этой кривой. Ведь экономическая составляющая важна для каждого предприятия, деятельность которого должна приводить к повышению стоимости его активов.
В ходе беседы участники коснулись и вопросов защиты авторских прав изобретателя. По мнению конструктора, определяющим фактором в этом вопросе является именно экономическая составляющая: «Если не прибыльно – никто на ваше изобретение не будет претендовать», - отметил генеральный конструктор «РПКБ», на счету которого около 300 изобретений.
«Роль военных – определяющая, - считает Джанджгава. - Заказчик – моя вторая половина, если он ошибется я понесу убытки. Военный должен опережать противника в использовании знаний, поэтому заказчик – такой же соразработчик, как и инженер». В то же время Джанджгава отметил, что сегодня необходимо очень активно развивать кадры и восстанавливать школы инженерного мастерства. «Раньше звучали такие имена, как Туполев, Микоян, Ильюшин – это профессионалы высочайшего уровня. Но на предприятиях, где они трудились, были директора, которые занимались вопросами менеджмента и организации производства. Один человек, насколько бы талантлив он не был, попросту не в силах охватить такой объем работ: необходимо создавать сильные команды. Так что здесь вопрос остается открытым, кому отдавать «пальму первенства» - талантливому конструктору или менеджеру-производственнику».
На вопрос, чье оборудование лучше - российское или импортное – Гиви Джанджгава ответил, что в разных сферах ситуация различается. «По навигационной системе западники опережают нас, а по навигационным полям - мы впереди. Опередили американцев на два года благодаря усиленной работе. Главное - концентрировать усилия, и тогда все получится. Соперников нам нет. Мы пытаемся кого-то копировать, но это неправильно: необходима целенаправленная работа по развитию высокотехнологичного производства. Российские ученые – талантливейшие изобретатели, наша наука обладают огромным потенциалом, и если сообща работать над этим, русская инженерная школа всегда будет на большой высоте», - уверен Джанджгава.
Отметим, на площадке специальной экспозиции «Инновационный клуб» проходит серия «Диалогов с конструктором» – открытых встреч с генеральными конструкторами ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Встречи организованы Союзом машиностроителей России и Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям». Гости этих мероприятий – студенты и аспиранты ведущих технических вузов, представители стартапов и малых инновационных предприятий, образовательных и инжиниринговых центров, военнослужащие научных рот ВС РФ, молодые ученые, студенты российских профильных вузов.