Изобретения специалистов производственного комплекса «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех, член СоюзМаш России) отмечены золотой и бронзовой медалями на Международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», прошедшем с 19 по 21 марта в Москве.

«Золота» удостоился патент на новый способ изготовления протяжного инструмента, который используется при производстве авиадвигателей. Повышение стойкости протяжек позволит сократить время проведения работ и финансовые издержки.

Внедрение модульной или сборной конструкции протяжного инструмента позволит повысить технологичность операции протягивания, снизит расход дорогостоящего инструмента за счет повышения ресурса более чем в 10 раз. Также внедрение изобретения увеличит скорость обработки протягиванием более чем в 4 раза, что, в конечном счете, скажется на стоимости изготовления турбинных дисков. Успешное внедрение на ПК «Салют» этого изобретения позволит масштабировать его на другие предприятия ОДК.

Протяжка – это многолезвийный режущий инструмент, который используется для формирования замковых соединений в турбинных и компрессорных дисках. Замковые соединения необходимы для крепления лопаток к различным узлам авиационного двигателя.

«Протяжной инструмент эффективно решает задачу формирования замковых соединений, однако его отличает значительная металлоемкость, небольшой ресурс и длительность изготовления. Внедрение в конструкцию протяжек унифицированных твердосплавных пластин елочного профиля могут улучшить характеристики. Пластины имеют две взаимозаменяемые режущие кромки и это позволяет в случае поломки отдельных режущих зубьев не изготавливать новый дорогостоящий инструмент, а всего лишь заменить отдельные пластины и тем самым оперативно восстановить работоспособность протяжного инструмента», - рассказал заместитель начальника управления инструментального производства Павел Филатов, который представлял изобретение.

Еще одной разработкой «Салюта», отмеченной на Международном салоне изобретений «Архимед», стала концепция технического решения биротативного осевого компрессора с обеспечением возможности независимого регулирования частоты вращения каждого рабочего колеса.

Предварительные расчеты показывают, что осевой компрессор с такой схемой не уступает по своим характеристикам традиционным компрессорам, при этом позволяет снизить массу двигателя и уменьшить его габариты. Это изобретение в перспективе позволит создавать летательные аппараты с распределенной силовой установкой, работающей от единого турбогенератора с передачей мощности по проводам.

«Биротативный осевой компрессор отличается от традиционно применяемого тем, что у него нет направляющих аппаратов, создающих потери на поворот потока воздуха. Его рабочие колеса вращаются в противоположные стороны, причем рабочие лопатки спрофилированы таким образом, что при вращении угол выхода из лопаток предыдущего колеса является оптимальным для угла входа в лопатки последующего колеса. Теоретически, при прочих равных условиях, такое решение позволит сократить массу и осевые габариты компрессора», - отметил разработчик, начальник ОКБ ПК «Салют» Максим Жук.

Основными узлами осевого компрессора являются рабочие колеса (роторная, движущаяся часть) и направляющие аппараты (статорная, неподвижная часть). Лопатки рабочего колеса при вращении заставляют воздух двигаться, а статорные лопатки направляющего аппарата придают ему оптимальный угол для перехода на следующую ступень. В результате при переходе от ступени к ступени повышается степень сжатия воздуха, но этот процесс происходит с потерями, т.к. неподвижные направляющие аппараты не передают энергии потоку.

Фотографии

Поделиться: