8 октября в Брянской области торжественно открылись 7 центров технического образования, где началась подготовка старшеклассников по физике, математике и информатике, с тем, чтобы выпускники успешнее сдавали ЕГЭ по этим предметам и поступали на технические специальности в вузы региона, а затем становились инженерами с более высокой профильной подготовкой.

Руководители области, регионального департамента образования, директора заводов, ректоры вузов, педагоги рассказали школьникам о том, как будут проходить занятия, о перспективах получения профессиональных знаний и последующего трудоустройства на ведущие предприятия области.

В ЦТО по субботамбудут обучаться 1274 старшеклассника, отобранных в ходе тестирования знаний по этим предметам изпочти 6 тысяч желающих. Учеба школьников 8–10 классов организована на базе инновационных гимназий и школ региона; для одиннадцатиклассников– в Брянском государственном техническом и  Брянском государственном инженерно-технологическом университетах. Жесткий отбор проходили не только школьники, но и преподаватели, которые закрепили и углубили знания предметов в региональном институте повышения квалификации работников образования.

Центры созданы по инициативе предприятий регионального отделения Союза машиностроителей России. Именно они забили тревогу по поводу не только нехватки специалистов для производства, но и низкого качества подготовки их в вузах, вызванного слабым уровнем обучения «техническим» предметам в школах.

Председатель отделения,гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев, выступая на открытии центра в Брянском государственном техническом университете, отметил, что с 2002 года завод и вуз совместно готовят кадры по специальности «микроэлектроника». Студенты проходят практику на предприятии, пишут дипломные работы на актуальные для завода темы. На производство пришли уже более 80молодых специалистов. Однако,–отметил он,– в последние годы качество подготовки студентов, а соответственно и молодых специалистов, значительно снизилось. ЕГЭ по физике сдают лишь четверть выпускников региона. В этом году таких было 1,4 тыс. человек. Столько же и бюджетных мест по техническим специальностям. Тоестьв вуз брали с минимальными баллами по ЕГЭ. Сделать из вчерашнего троечника специалиста для микроэлектроники – непосильная задача даже для сильного вуза. В результате страдает производство.

«Мы выпускаем микроэлектронику для современных систем вооружения. Все  наши изделия разработаны заводскими специалистами, мы участвуем в ряде федеральных программ, в том числе по импортозамещению, провели техническое перевооружение предприятия под выпуск новых изделий.  Но, как в гайдаровской сказке о Мальчише- Кибальчише: и винтовки есть, и снаряды есть, да бойцов мало…», – О. Данцев.

Снижение качества знаний абитуриентов отметил во время открытия ЦТО и ректор  Брянского инженерно-технологического университета Валерий Егорушкин.

«Еще в 2003  году средний балл при поступлении в наш вуз  был60-70.  Для  математики, физики это было обычное явление. Сейчас у нас проходные баллы 23-24. Как говорится, почувствуйте разницу.Практически последние 10 летмы наблюдаем плавное падение уровня образования», –сказал он. 

Идею брянских предприятий Союза машиностроителей России о создании ЦТО для подготовки профессиональных кадров промышленности активно поддержали губернатор Александр Богомаз, председатель Брянской областной Думы Владимир Попков. Было принято принципиальное решение о том, что работа этих центров будет финансироваться в рамках подпрограммы «Развитие инженерно-технического образования (2017-2019 годы)» госпрограммы развития образования Брянской области. Как рассказал журналистам заместитель председателя региональной Думы Анатолий Бугаев, в 2017 году в проектах бюджетов Брянской области и муниципальных образований предусмотрены средства на финансирование центров.  Учебное оборудование приобретается за счет средств, собранных Ассоциацией промышленных предприятий Брянской области,– это более миллиона рублей.

Местное отделение Общенародного российского фронта, приветствуя  создание ЦТО, намерено строго следить за целевым и эффективным использованием средств. Об этом шла речь на заседании круглого стола по вопросам образования.  

На открытии центра в Брянском инженерно-технологическом университете заместитель генерального директора ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Александр Горшков сообщил будущим абитуриентам о бонусных баллах для тех, кто успешно закончит учебу в центрах. По решению совета ректоров вузов Брянской области, при поступлении в Брянский государственный технический университет (БГТУ) выпускники ЦТО могут получить дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ,   в Брянский государственный инженерно-технологический университет –4 балла. Также сейчас решается вопрос о дополнительных баллах при поступлении в  Брянский государственный аграрный университет.

«Наша задача – чтобы на производство пришел хорошо подготовленный  инженер: на достойную зарплату, на чистое, красивое рабочее место, на интересную работу. Во время работы центров региональная Ассоциация промышленных предприятий постарается показать школьникам  наши лучшие заводы. Вы удивитесь, но в Брянской области есть  не только торговые центры, но и промышленность, есть новые технологии, есть конкурентоспособная продукция. И, естественно, мы  покажем наши вузы, расскажем про те специальности, которые у нас можно получить. На самом деле в Брянске есть и хорошее образование, за которым совсем необязательно ехать в Москву», –отметил он.

К сожалению, пока те, кто получает высокие баллы ЕГЭ по физике, едут поступать в столицу. Об этой тенденции рассказала журналистам директор гимназии №7, на базе которой организован ЦТО, Татьяна Шмадченко.

«В гимназии с 10 класса идет профильное обучение: физико-математическое.  Мы всегда набираем 30-35 человек.  То есть это направление всегда востребовано. Но выпускники зачастую  уезжают  в крупные вузы  Москвы, Санкт-Петербурга и других  городов.Оставаться или не оставаться в Брянске, зависит не только от настроя родителей выпускника, но и от того, насколько наши дети владеют информацией о предприятиях. И очень важно, что заказчиками ЦТО вподготовке умных школьников, а впоследствии студентов и квалифицированных специалистов– нашего будущего технического инженерного состава  региона– являются  не учащиесяи их родители, а крупные предприятия,которые готовы показатьсвои технические возможности,способны дать молодым специалистам интересную работу и высокую зарплату», –сказала она.

Впрочем, ее коллега по ЦТО, ректор БГИТУ Валерий Егорушкин считает, что оттоку абитуриентов в Москву  во многом способствует и настрой учителей. 

«Среди школьных учителей, насколько я знаю, сохраняется негласный конкурс: у какого учителя больше выпускников поступили в столичные вузы. До тех пор, пока не прекратится вот это соревнование, у кого больше выпускников уедет в столицу, мы будем иметь такую ситуацию, когда на областную олимпиаду приходят 100 школьников, а на олимпиаду МГТУ имени Н. Э. Баумана–  1000. Вот эту ситуацию нужно менять», –сказал он.

При этом В.Егорушкин отметил, что положительный эффект от этих центров состоит в том, что выпускники не только получат информацию о брянских вузах, но смогут почувствовать их атмосферу, пообщаться со студентами, с преподавателями,адаптироваться к учебным программам, получить те же специальности, что и в Москве.

По словам  В.Егорушкина, в регионе проделана огромная работа по созданию ЦТО, но «как и в любом другом пилотном проекте шероховатости и нерешенные вопросы еще есть».  

В числе основных проблем промышленники называют сокращение числа бюджетных мест на технические специальности.Так, по трем специальностям кафедры «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы» Брянского государственного технического университета – с 45 до 18.

Как сообщил журналистам заместитель председателя областной Думы Анатолий Бугаев, брянские власти намерены обратиться в Министерство образования и науки РФ с просьбой сохранить число бюджетных мест по техническим специальностям в брянских ВУЗах на 2017 год.

Кроме того, добавил он, сейчас  проводится большая работа с целью увеличения в БГУ бюджетных мест для подготовки будущих учителей физики, чтобы повышать уровень образования школьников не только на базе ЦТО, но и в целом в регионе.

А чего же ждут от центров школьники и их родители? Ирина Ларченко, мама восьмиклассника Кирилла, – дополнительной поддержки в выборе профессии. Мальчик добился в школе хороших результатов по физике, математике и информатике. Он хочет поступатьв брянский вуз, но ему важно определиться, в какой именно. А сориентироваться в профессиональных предпочтениях,как рассчитывает мама,ему смогут помочь экскурсии на заводы.

Одиннадцатиклассника Владислава курсы привлекли возможностью получить те знания, которых не дают в школе, а его друга Александра–сама процедура конкурсного отбора в ЦТО: «Я люблю соревноваться, решать задачи, я решил попробовать – и вот я здесь!».

После короткой торжественной части сразу же начались занятия. Предварительные итоги работы центров можно будет подвести уже в конце этого года, когда учащиеся пройдут промежуточную аттестацию, получив «зачет» или «незачет». А в мае за их знания будут уже выставляться баллы.   

«Мы уверены в том, что реализация проекта по созданию ЦТО увеличит число выпускников, которые после окончания технических вузов станут инженерами, технологами, конструкторами, способными не только быстро освоить новые сложные технологии, но и мыслить инновационно, активно участвовать в исследовательской работе, разработке новых изделий», – сказал А. Бугаев на открытии центра в гимназии №3.

Фотографии

Поделиться: