vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России: курс – на образовательную робототехнику

«Думать руками» — так говорят об образовательной робототехнике. Её справедливо считают областью будущего, и Подмосковье берёт курс на развитие дополнительного образования в этой сфере.

Своим опытом поделились участники круглого стола, который состоялся в феврале по инициативе Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России.

— Моё первое знакомство с образовательной робототехникой состоялось три года назад, — рассказал, открывая заседание, заместитель председателя Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России, председатель комиссии по промышленности и развитию наукоградов Общественной палаты Московской области Олег Стогов. – Тогда по всему Подмосковью проходили форумы «Идеология лидерства», на которых мне довелось неоднократно работать. В центре внимания были проблемы общественно-политического и социально-экономического развития городов. И одним из решений было продвижение образовательной робототехники – это и занятость детей, и их развитие в русле современности, и профориентация с малых лет, и привлечение к техническому творчеству, которое может в перспективе развиться в большие инженерные достижения.

С этой мыслью согласились и участники круглого стола. Их география охватила практически всю Московскую область: Люберцы, Королёв, Фрязино, Дмитров, Коломна, Красногорск, Егорьевск, Серпухов, Дубна, Одинцово и другие муниципалитеты приняли направили в Раменское своих делегатов.

Круглый стол проходил в гостеприимных стенах Раменского колледжа. Приветствуя представителей учебных заведений профобразования региона, робоцентров и технических школ, директор Раменского колледжа Владимир Шепелев рассказал о тех образовательных достижениях, которыми это заведение (к слову, имеющее статус федеральной инновационной площадки) известно далеко за пределами региона. Ориентация здесь – на опережающее обучение, дуальное образование, развитие движения WORLDSKILLS. На него делают ставку во всём мире, и Россия не исключение. Воспитанники Раменского колледжа в мае прошлого года завоевали две золотые, пять серебряных и одну бронзовую медали на российском чемпионате и стремятся к покорению европейских и мировых.

Об опыте взаимодействия гимназии № 2 с Раменским колледжем по организации внеурочной работы в направлении «Мехатроника и робототехника» рассказал Никита Голубцов, заместитель директора гимназии. Он отметил: всем, кто продвигает идеи образовательной робототехники, нужно чётко понимать, для чего и чему учить? Олег Стогов отметил, что потребности предприятий, входящих в Союз машиностроителей России, сформулированы как компетенции профстандартов.

Также своим опытом развития робототехники в Раменском районе поделились представители  компании «АВИЭЛ», которая дала старт проекту под названием «Центр молодёжного инновационного творчества» (ЦМИТ). 

Выступали и гости из других муниципалитетов. Своим опытом проектной деятельности в рамках кружка робототехники поделился руководитель центра технического творчества молодёжи «Роболаборатория» Дмитрий Мартынов (г. Одинцово), пригласив коллег на апрельскую научно-техническую конференцию по робототехнике.

Об иллюзиях при занятии техническим творчеством доложил руководитель студии «РобоЛюб» Люберецкой станции юных техников Сергей Желтов. Он отметил, что в кружках образовательной робототехники нельзя жёстко придерживаться образовательных стандартов. Кружок — это удобная форма для освоения новых методов преподавания (гении нередко растут в атмосфере творчества). К тому же всегда есть характерная текучка — вновь пришедшим обучающимся нужно преподавать азы заново. Поэтому без комбинированного подхода здесь не обойтись.

Важность поддержки инженерно-технического творчества детей подчеркнул эксперт комитета по социальной политике Совета Федераций и комитета по образованию Государственной Думы РФ Сергей Усков. Он подробно остановился на мерах поддержки учреждений дополнительного образования. Для участия в грантах и получения иных финансовых потоков кружки, станции и центры должны быть лицензированы, а одно из требований для получения лицензии — образовательная программа. Участникам круглого стола рекомендовано разработать примерную программу дополнительного образования по робототехнике и после согласования с Министерством образования Московской области определить механизмы субсидирования программы.

Зав. отделом организационно-методической поддержки и развития научно-технического и медиа-творчества Областного центра дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи Марина Макарова рассказала о реализации программ технической направленности на территории Московской области. В качестве предложений были озвучены идеи взаимного сотрудничества организаций, реализующих программы дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности, с организациями, входящими в состав участников инновационных территориальных кластеров. Кроме того, предложено включить в программу развития дополнительного образования комплекс конкретных мер по развитию детской техносферы. И, конечно, такой важной программе очень нужна широкая информационная поддержка.

Подводя итоги круглого стола, Олег Стогов отметил: «В Московской области проходит множество мероприятий связанных с дополнительном образованием технической направленности, но они не упорядочены. Информация о районных и областных мастер-классах и соревнованиях подчас не доводится до основных интересантов — необходимо усилить информационное взаимодействие. Требуется это ещё и для того, чтобы можно было выбирать, куда лучше направить детей. Министерству образования Московской области или его подразделениям, например, центру дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи, следует разработать единый календарный план этих мероприятий, при этом чётко отвечая на вопрос: ради чего ведётся эта работа? Сейчас центр проводит мероприятия регионального уровня, при том, что другие субъекты федерации используют Подмосковье как площадку для реализации своих интересов. К примеру, Татарстан проводит у нас региональную олимпиаду по робототехнике, а её победителей приглашает к себе учиться. Тем самым у нас оттягивают кадры, которые могли бы пригодиться родному Подмосковью!

Московская область, исходя из её лидерских амбиций, нуждается в мероприятиях федерального и международного уровней. Об этом говорили и участники круглого стола: чтобы не вариться всё время в своём соку, нужно смотреть, как продвигается работа на других уровнях. Нужно позиционировать Московскую область как регион, где интересно и комфортно работать, учиться, жить, чтобы привлекать к нам лучшие кадры со всего мира».