Гендиректор ОАО ОМЗ Михаил Смирнов назначен председателем Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России. Его заместителями единогласно были избраны гендиректор «Электростальского завода тяжелого машиностроения» Владимир Зарудный и директор по специальным проектам ОАО ОМЗ Виктор Лебедь.

Базовыми направлениями работы Комитета Михаил Смирнов предложил определить импортозамещение, экспорт и инновации. По его мнению, именно они станут основой будущего развития отрасли, которое возможно в том числе, благодаря кооперации участников рынка в рамках и под эгидой Комитета по тяжелому машиностроению СоюзМаш России.

>>>> Протокол заседания

«Мы открыты для того, чтобы поддержать идеи совместного участия в процессе создания новых продуктов. Мы будем рады вовлечь предприятия в кооперацию для того, чтобы быстрее вывести качественный продукт на рынок», - заявил Михаил Смирнов.

Главная задача, которую ставит перед собой Комитет, заключается в консолидации участников отрасли с целью реализации планов по импортозамещению в угольной промышленности, горно-металлургическом комплексе, а также в проработке возможностей импортозамещения в нефтегазовом комплексе. Кроме того, профессиональное сообщество займется расширением взаимодействия научно-исследовательских и государственных институтов, а также исследовательских, инжиниринговых и производственных ресурсов предприятий отрасли и совершенствованием норм и процедур технического и таможенного регулирования.

«Сегодня облика тяжелого машиностроения не существует. Голос тяжелого машиностроения на федеральном уровне не слышен. Без широкого участия общественных организаций, представляющих отрасль, в первую очередь Союза машиностроителей России, движения мы не увидим. Комитет должен быть погружен в дела отрасли, держать руку на пульсе и системно формировать стратегию развития отрасли. Это, по сути, вершина пирамиды, которая должна состоять из инвестиционных проектов предприятий, в которые зашиты государственно значимые разработки новых видов продукции и модернизация производственных мощностей», - заявил Советник Министра промышленности и торговли, член Комитета по тяжелому машиностроению СоюзМаш России Виктор Семенов.

Участники совещания выразили озабоченность низкой рентабельностью производства, а также высокими сроками изготовления продукции, которые приводят к невозможности конкурировать с зарубежными аналогами. Выход из этой ситуации: повышение эффективности управления предприятиями, борьба с издержками, понижение себестоимости. Эти вопросы также предстоит сдвинуть с мертвой точки членам Комитета.

Михаил Смирнов отметил, что кризис тяжелого машиностроения в мире  начался еще в 2013 году, когда загрузка крупнейших центров мировой промышленности – Южная Корея, Китай, Западная Европа – не превышала 60%. Это стало причиной, по которой «монстры» тяжелого машиностроения стали гораздо жёстче отстаивать свои интересы на российском рынке и демпинговать. Смирнов констатировал, что большинство компаний отечественного тяжелого машиностроения присутствуют только на российском рынке, что также имеет не самые оптимистичные перспективы. Дело в том, что стабильные спрос в этой отрасли, который отмечался с 2005 по 2013-2014 годы, обеспечивали металлургическая и нефтегазовая отрасли, которые в этот период осуществляли плановые модернизации производств. Сегодня это спрос себя практически исчерпал, и емкость рынка ограничивается проектами по увеличению мощностей предприятий. Это другой источник спроса, который уязвим, ввиду того, что подобные проекты, как правило, финансировались за счет дешевых импортных кредитов, доступ к которым сегодня ограничен.

Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, объединяет профессиональное сообщество машиностроительной отрасли. Первый вице-президент Союза Владимир Гутенев отмечает, что общественная организация ведет активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей и продвижению продукции отечественной промышленности.