12-14 октября 2017 года поставлена красивая точка в научно-образовательном проекте «Космическая одиссея», который в течение года проводился в Красноярском крае по инициативе и непосредственном участии Красноярского отделения Союза машиностроителей России при поддержке Роскосмоса и краевого правительства. Автор программы летчик-космонавт, Герой России А.И. Лазуткин. Финалисты проекта и его организаторы побывали в святая-святых отечественной космонавтики – космодроме Байконур, где они наблюдали за пуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс». Предлагаем вашему вниманию репортаж непосредственных участников этого события.

На Байконур мы прилетели вечером 11 октября чартерным рейсом на самолете Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Не теряя ни минуты драгоценного времени (назавтра, сразу же после пуска, был назначен обратный вылет) отправились на экскурсию по городу. Во все время нашего пребывания здесь нас сопровождала сотрудница Космического центра «Южный» ФГУП «ЦЭНКИ» Галина Николаевна Чернова – человек необыкновенной эрудиции и знания истории, которая стала для нас настоящим гидом.

Байконур – удивительный город. Сегодня в нем живут около 70 тыс. человек, а в «лучшие времена» жителей было вдвое больше - 140 тысяч. В 1955 году в Казахстане, неподалеку от маленькой железнодорожной станции Тюра-Там, началось возведение испытательного полигона - космодрома. Рядом строился поселок Заря (давший впоследствии название позывному С.П. Королева при запуске Ю.А. Гагарина). Позже поселок получил название Ленинский, а потом и Байконур. Интересно, что «настоящий» Байконур находится километрах в 400 от космодрома. Говорят, чтобы сбить с толку иностранные разведки, там даже были построены деревянные стартовые сооружения и макеты ракет…

На Байконуре всё напоминает о космосе. Центральный проспект носит имя Сергея Павловича Королёва, одна из улиц – генерала Шубникова – начальника строительства космодрома. Есть улица космонавта Владимира Комарова, а любимое всеми жителями и гостями города кафе - «Звёздное небо». На улицах много памятников: С.П. Королеву, Ю.А. Гагарину, В.Н. Челомею. Не так давно здесь установлен бюст М.К. Янгелю. За памятником Михаилу Кузьмичу стоит полноразмерный макет его ракеты Р-16.

Один из «космических» памятников – ракета-носитель «Союз», установленная на постаменте в центре города. Причем, это не макет, а самая настоящая ракета, с «начинкой». Она была предназначена для вывода на орбиту корабля, но перед стартом обнаружились какие-то неисправности. Пока их устраняли, построили еще один носитель – современнее и надежнее этого, который и вывел очередной экипаж. А «старушку» решили превратить в музейный экспонат.

«Энергия-Буран»

На следующий день у нас была обширная познавательная программа. Началась она с посещения площадки 250 космодрома – универсального стартового комплекса, построенного в 1980-х годах для пусков РН «Энергия». 15 мая 1987 года отсюда состоялся первый пуск «Энергии» с КА «Скиф-ДМ», а 15 ноября 1988 года был совершен уникальный (к сожалению, единственный) полет космоплана «Буран» по программе «Энергия-Буран». После двух витков вокруг Земли громадный космический самолет (весом 105 тонн) в автоматическом режиме с высокой точностью приземлился на аэродром «Юбилейный», построенный неподалеку от стартового комплекса на космодроме. Это был триумф советской космонавтики. Как рассказали очевидцы этого события, умная машина рассчитала скорость и направление ветра, и «Буран» зашел на посадку с противоположной полету стороны, вызвав переполох в ЦУПе. Как позже выяснилось, из-за штормового ветра автоматика корабля приняла решение зайти по оптимальной в этих условиях траектории посадки. Отклонение от расчетной траектории при этом составило всего 1,5 (!) метра. (Кстати, Красмаш и ИСС (тогда НПО ПМ) в числе 1286 предприятий Советского Союза также участвовали в программе «Энергия-Буран»). В начале 1990-х программа была закрыта, а легендарный «Буран», совершивший свое единственное путешествие в космос, был погребен в разрушившемся ангаре. Его несколько «двойников» - технологические макеты – сегодня находятся в музеях страны.

Мы направляемся в бункер площадки 110, из которого шло управление пуском РН «Энергия». Он находится на расстоянии 5 км от стартового стола. Командный пункт расположен под землей (3 этажа вниз). Чтобы добраться до него, надо пройти через несколько герметичных дверей весом около тонны каждая. Такие меры предосторожности вполне оправданны: ведь взрыв всего 1 кг нафтила (смесь жидкого водорода, кислорода и керосина), которым заправлена ракета, соответствует мощности взрыва 30 кг тротила, а ведь там его сотни тонн! Нафтил (экологически чистое топливо) сегодня используется для заправки «Союзов».

Машинный зал, в котором находится дистанционный пульт управления запуском РН «Энергия», и сегодня не утратил свой первозданный вид. Мы словно попадаем в далекие 1980-е годы.

- Сегодня здесь обстановка такая же, как и 30 лет назад, - рассказывает начальник службы Александр Иванович Долганов. - Аппаратура находится в рабочем состоянии. «Мозги» командного пункта, через которые шло управление всеми системами, это эквивалент современного компьютера. Специалисты, создававшие все это, были гениями!

«Лунное» пари

После экскурсии в 1980-е отправляемся в начальную точку космодрома – площадку № 1, чаще называемую «Гагаринским стартом». Именно отсюда 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич совершил свой легендарный полет. «Дверь» в космос там открыта и сейчас – с первой площадки стартуют практически все пилотируемые «Союзы». В декабре отсюда отправится в космическую командировку на МКС очередной экипаж. Это будет уже 510-й пуск.

Неподалеку от стартового комплекса установлен обелиск в честь запуска первого искусственного спутника Земли, 60-летний юбилей которого наша страна отметила 4 октября.

После «Гагаринского старта» отправляемся в знаменитый музей космодрома Байконур. В его залах слушаем рассказ гида о строительстве космодрома, его людях, пусках. В истории отечественной космонавтики были и победы, и трагедии. Так, 24 октября – «черный» день космодрома. В этот день не проводятся пуски, здесь поминают тех, кто стал жертвами двух страшных аварий, происшедших на космодроме 24 октября 1960 и 1963 годов. В первый раз это произошло с ракетой Р-16 Михаила Кузьмича Янгеля (несанкционированный запуск двигателя второй ступени и взрыв ракеты, погибли 74 человека, в том числе маршал Неделин), второй – с ракетой Р-9 Сергея Павловича Королёва (пожар в пусковой шахте, погибли 8 человек).

На территории музея находятся макеты космических кораблей «Союз» и «Буран». Ракетоплан поражает своими масштабами – в его грузовой отсек легко поместились бы три танка… Его грузоподъемность 30 тонн. Сейчас в нем стоит спутник, построенный когда-то в АО «ИСС».

В просторной кабине свободно разместится экипаж из 10 человек. Кстати, второй полет «Бурана» планировался в пилотируемом режиме. Шла подготовка космонавтов, возглавлял «бурановскую» группу летчик-космонавт Игорь Волк (в шутку экипаж стали называть «волчьей стаей»).

Неподалеку от музея находятся два его главных «экспоната»: домики С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Здесь, прямо на космодроме, Сергей Павлович жил во время своих многочисленных командировок на Байконур. Три небольшие комнаты – рабочий кабинет, спальня, гостиная. Поражает их скромная обстановка. Сергей Павлович был крайне неприхотлив в быту. И когда ему предложили поменять мебель на более комфортную – наотрез отказался, даже не позволил передвинуть ее с места на место, так как любил раз и навсегда заведенный порядок.

В гостиной замечаем фотографию винной бутылки, ее музею подарила дочь Королёва - Наталья Сергеевна. Вот какая история связана с этим вином. В 1957 году между известным французским виноделом и советским послом во Франции было заключено пари: кто первым увидит обратную сторону Луны, сфотографирует ее, тому винодел пошлет в дар 1000 бутылок коллекционного вина. Он легко пошел на этот спор, считая, что покорение нашей небесной соседки – дело далёкого будущего. Но когда в 1959 году советский спутник облетел Луну и передал на Землю снимки, виноделу пришлось сдержать свое слово и передать в Академию наук СССР 1000 бутылок вина. Только три из них достались лично Королёву – главному «виновнику» выигранного пари…

В домике Гагарина и Титова (там до 1965 года все первые космонавты, включая Леонова и Беляева, ночевали перед стартом) тоже аскетичная обстановка. В одной из комнат две солдатские железные кровати для космонавтов, прикроватные тумбочки без ручек. По традиции, отдавая дань уважения к первопроходцам космоса, сюда перед стартом приезжают экипажи, бывают разные делегации.

В 1975 году, к приезду на космодром американской делегации по программе «Союз-Аполлон», здесь сделали ремонт, старую мебель вывезли на склад. Узнав об этом, Титов был вне себя от гнева: «Если я спал на железной кровати, то она и должна быть там! И солдатская тумбочка без ручки!» После этого раритеты вернули на место…

Счастливых стартов, Байконур!

После обеда едем на наблюдательный пункт площадки 31, откуда будет стартовать «Союз-2.1а». Это первый пуск носителя, прошедшего серьезную модификацию. На НП много народу – корреспонденты разных телекомпаний, туристы. Погода замечательная (около 20 градусов), светит солнце, что особенно порадовало нас, сибиряков, уехавших от красноярской слякоти. До стартового комплекса более двух километров. Ракета отсюда кажется совсем игрушечной. За 40 минут до старта отходят фермы обслуживания. Пятиминутная готовность. Застрекотали фото- и телекамеры. Но проходит пять минут, шесть, десять… «Союз» не взлетает. Напряжение нарастает, понимаем, что что-то пошло не так… От НП к стартовому столу промчались пожарная машина, скорая помощь, легковушки руководителей всех рангов. Через некоторое время поступает информация – за 40 секунд до включения двигателей автоматика отменила пуск. С нештаткой будут разбираться. Топливо из ракеты сливается, пуск переносится на резервную дату – 14 октября.

Возвращаемся в город. По пути заезжаем в гостиницу «Космонавт», в которой в течение двух недель перед стартом живут космонавты. Здесь проходит их предполетная пресс-конференция, отсюда их торжественно провожают на космодром. Это традиция. Еще одна старая традиция, которую здесь свято чтут – высадка деревьев перед первым полетом на аллее космонавтов. У каждого дерева табличка с фамилией своего «хозяина». Некоторые деревья уже пережили первопроходцев космоса: Гагарина, Беляева, Титова, Комарова, Пацаева, Добровольского, Волкова  и  многих других героев страны. Но память о них будет жить вечно.

Неожиданный «подарок» - два дополнительных дня на Байконуре используем с максимальной пользой. Посещаем музей города, Международную космическую школу (где тоже создан великолепный музей космонавтики), кинотеатр «Звездный», в котором в эти дни идет премьера «Салют-7».

14 октября вновь едем на площадку 31. Народу на наблюдательном пункте в этот раз значительно меньше – уехали все туристы, остались только «свои», причастные к ракетно-космической отрасли, да несколько корреспондентов из центрального ТВ. И вновь томительное ожидание. И волнение – улетит ли в этот раз? Ведь причина срабатывания автоматики ракеты так и не установлена… Но вот наконец отходит кабель-мачта, есть зажигание… Пламя охватывает ракету, и она медленно, словно нехотя, поднимается над землей. Ровная струя газа толкает ракету, и она стремительно уходит ввысь. Еще несколько минут наблюдаем маленькую звездочку в чистом небе. Полет нормальный. Ура, получилось! Радостные эмоции переполняют каждого. Чувство сопричастности и гордости за нашу отрасль, за космическую технику, которая по-прежнему самая надежная в мире!

Сразу после старта уезжаем в аэропорт «Крайний», откуда вместе со специалистами ЦПК вылетаем в Москву. Немного жаль расставаться с Байконуром, с этой теплой казахской землей, приветливыми людьми и такими талантливыми и трудолюбивыми специалистами, работающими на космодроме и на предприятиях отрасли. До свидания, Байконур! Счастливых тебе стартов!

Фотографии

Поделиться: