vkontakte facebook twitter youtube rss instagram



Директора предприятий Брянского регионального отделения Союзмаша России, представители власти, руководители школ и вузов обсудили работу центров технического образования

В Брянской областной Думе прошло заседание общественного совета Центров технического образования. В нем приняли участие представители департамента образования, Брянского института повышения квалификации работников образования, директора центров, руководители вузов и  промышленных предприятий. Вел заседание заместитель председателя региональной Думы Анатолий  Бугаев. Его участники обсудили вопросы, связанные с работой открытых в начале октября 2016 года 7 центров технического обучения школьников с углубленным изучением физики, математики и информатики. Центры были созданы для того, чтобы выпускники успешнее сдавали ЕГЭ по этим предметам и поступали на технические специальности в вузы региона, а затем становились инженерами с более высокой профильной подготовкой.

В ЦТО  бесплатно занимается более 1,5 тысяч учеников 8-11 классов, прошедших соответствующее тестирование на уровень знаний по предметам, необходимым для поступления в технические вузы.   Занятия для учащихся 11-х классов  организованы на базе Брянского государственного технического и Брянского государственного инженерно-технологического университетов. По решению совета ректоров вузов Брянской области, при поступлении в БГТУ выпускники ЦТО могут получить дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ, в БГИТУ – 4 балла.

Как отметил директор регионального департамента образования Владимир Оборотов, работа ЦТО получила положительную оценку губернатора Александра Богомаза, а выставка регионального департамента образования, на которой была отражена и информация о ЦТО,  вызвала большой интерес у председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко во время проведения Дней Брянской области в СФ 14-16 ноября этого года.

По мнению А. Бугаева, в организационном направлении проделана большая работа, все  центры действуют, нормативно-правовые документы в основном отработаны, занятия проходят регулярно, финансирование расходов по содержанию центров и оплате труда преподавателей осуществляется, учащиеся посещают лучшие предприятия региона.

Существенную помощь в оснащении Центров оказали 15 предприятий, входящих в Брянское региональное отделение Союза машиностроителей России и Брянскую региональную ассоциацию промышленных предприятий, направив на эти цели более 900 миллионов рублей. Кабинеты физики, компьютерная и другая техника закупались, исходя из потребностей Центров. На заседании общественного совета по ЦТО председатель регионального отделения Союзмаша России, генеральный директор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев вручил директорам Центров соответствующие Сертификаты на оборудование.

Кстати, именно «Группа Кремний ЭЛ» было первым предприятием, которое в этом году на августовской педагогической конференции поощрило грантами по 10 тысяч рублей 15 работников образования, обеспечивших высокий уровень подготовки по физике и поступление выпускников в брянские ВУЗы.  Как отметил на совещании Анатолий  Бугаев,  это начинание необходимо продолжить и  принять в регионе Положение о грантах за высокие баллы подготовки к ЕГЭ.

Конечно, не все проходит гладко. Именно на недостатки А. Бугаев просил руководителей Центров обратить особое внимание в своих выступлениях с тем, чтобы соответственно выработать и пути их решения. Это, в первую очередь, пропуски занятий учениками. Будет вестись строгий учет, и ученик может быть попросту отчислен из ЦТО за прогулы; такая процедура предусмотрена соответствующей документацией. Что же касается успеваемости, то все участники ЦТО будут до нового года сдавать   зачеты, а весной – испытания по типу ЕГЭ. У не сдавших зачет будет возможность пересдачи.    

По ряду вопросов на совещании разгорелись настоящие дискуссии. Как рассматривать ЦТО? Как центры, где учеников «натаскивают на сдачу ЕГЭ», или же вдохновляют идти учиться на технические специальности и работать на заводе, быть разработчиками и конструкторами по призванию? Есть ли смысл увеличить количество часов  по физике в рамках ЦТО или лучше обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением сделать это во всех средних учебных заведениях? Вопрос пока остается открытым, но неблагоприятные последствия низкого уровня преподавания физики в школах отмечали все выступавшие.   

Так, Олег Данцев считает, что именно это  является одной из первопричин технологического отставания России.

«В советское время выпускники школ  уверенно шли на технические специальности в вузы, так как  уроки физики были в школе три-четыре раза в неделю. А теперь – в лучшем случае два, а чаще один раз в неделю, а квалификация учителей оставляет желать лучшего. Так,  в 600 школах Брянского региона лишь 180 учителей  физики имеют соответствующее образование. Последние несколько лет Брянский государственный университет не выпускает  педагогов по этому предмету. И это несмотря на то, что средний возраст преподавателя физики в регионе 55 лет. Удивительно ли, что выпускники опасаются сдавать ЕГЭ по этому предмету, а вузы вынуждены брать на бюджетное обучение даже тех, кто набрал минимальное число баллов по ЕГЭ. Но невозможно сделать хорошего разработчика или конструктора  из выпускника школы с 30-40 баллами ЕГЭ. Без физики мы вопросы экономической и военной безопасности страны не решим, сколько бы денег ни выделяло государство на перевооружение, импортозамещение, освоение новых изделий», – сказал председатель регионального отделения Союза машиностроителей России.  

На совещании обсуждались также вопросы, связанные с сокращением Министерством образования и науки числа бюджетных мест в технические вузы на 2017 год  из-за недобора в этом году: так, по трем специальностям кафедры «Электронные, радиоэлектронные и электротехнические системы» Брянского государственного технического университета – с 45 до 26.

«Да, понять логику Минобрнауки РФ  можно: в этом году в университете был небольшой недобор. Но, если, используя временные сложности, закрыть доступ к высшему образованию молодым  людям, желающим обучаться по техническим специальностям и работать на производстве,  то это может означать одно: Россия смирилась со своей технологической отсталостью и не хочет эффективно решать вопросы  собственной безопасности – и экономической, и военной», – сказал О. Данцев

Было принято решение обратиться в Министерство образования и науки РФ с просьбой оставить количество бюджетных мест на прежнем уровне.

Центры технического образования в Брянской области созданы во многом благодаря настойчивости и заинтересованности в молодых профессиональных кадрах, прежде всего предприятий регионального отделения Союза машиностроителей России и Ассоциации промышленных предприятий Брянской области. Однако, как отметил А. Бугаев, можно смело сказать, что они решают вопросы кадров не только для региональной промышленности, но и для всей России. Брянская область просто обязана сделать все необходимое, чтобы войти в соответствующие федеральные программы и получить финансирование.

Такое целенаправленное мышление, считает он, должно быть у всех участников процесса развития ЦТО в регионе и подготовки профессиональных кадров для промышленности. И, как минимум, Брянский государственный университет, который уже несколько лет не выпускает учителей физики, должен совместно с департаментом образования определиться, сколько ему необходимо бюджетных мест по специальности «учитель физики», и  направить соответствующую заявку в Министерство образования и науки РФ. Руководитель каждого ЦТО должен знать, какое оборудование нужно, чтобы занятия проходили эффективно, и, составив объединенный перечень, направить его также в Минобрнауки РФ и Министерство экономического развития РФ, чтобы иметь шанс получить федеральное финансирование.

Заместитель председателя областной Думы также выразил надежду на повышение активности брянских предприятий в поддержке ЦТО. «Всего 15 предприятий выделили деньги на оборудование. Но я надеюсь, что, когда появится реальная отдача от работы ЦТО, их будет значительно больше», – сказал он.